Что мы посеем в сердца детей, то и пожнём! ( О беснование. Мк., IX, 17-31, проп. от 14.03.10г.) Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа В который раз мы читаем Евангелие о том, как отец привел сына жестоко беснующегося, жестоко болящего сына ко Христу и жалуется: «Его бросает в новолуние, он скрежещет зубами, пена идет изо рта его и ничего не возможно сделать, и уже обращались к твоим ученикам, к апостолам, и они ничего не могли сделать» Господь негодует: «О, род неверный, неблагодарный, доколе Я буду с вами», негодует не в осуждение нам, а просто призывая нас слушать Его. И во всей этой притче вывод – «сей род изгоняется Постом и молитвой» Но поражает одно слово в этом рассказе, родненькие. Спросил Христос: «А когда это случилось с ним?» - «С детства», говорит отец. С детства- то есть, родился таким. Родненькие, наши пороки, наши грехи. Вот так смотрим вокруг и думаем, беснование – это, действительно, когда упадет и скрежещет зубами, или бьется о землю, или теряет сознание. Разве не беснование злоба человеческая? Разве не беснование, когда мы не понимаем друг друга? Когда мы ненавидим друг друга? А разве не беснование, когда мать кричит сыну: «Чтобы ты умер!», и еще страшнее бывает, когда сын кричит на мать: «Отстань от меня, чего ты от меня хочешь?» А разве не беснование, когда мы врем друг другу? А разве не беснование, когда мы смотрим вокруг и не видим ни одного человека хорошего? В нас осуждение на всё и вся. И все это бывает с детства, родненькие. Из детства прорастает. Действительно, там, где Пост и молитва - там не может сатана взять душу. Где Пост и молитва – там смирение, там жизнь с Богом. А где своего ищем – забываем о ребенке маленьком, забываем о нем. Что есть детство? Бывает, от самой утробы материнской - спорим, ругаемся, советов ищем, убивать наше дитя или не убивать? Делать аборт или не делать? Сколько детей сжалось под материнским сердцем, ожидая, что убьют, ведь мать и ребенок связаны между собой. Потом думаем, почему ж он так плачет - этот ребенок? Почему же ему так не уютно? Да ему не уютно было еще там, где уютней всего должно быть - в утробе материнской. А появится на свет Божий ребенок, и что? Папа начинает отмечать рождение ребенка. День отмечает, неделю, месяц отмечает. Уже ребенку полгода, а он всё отмечает – сын у него родился! А мать плачет и скандалы всё время. А какой же ребенок будет? Ему же маленькому надо ласку, добро принять, нежность принять, ему же то пример надо принять. Ему ж так надо жить, чтоб без доброго слова не мог ребенок обходится. А у нас злое слово так звучит, что ребенку злое слово милее, чем доброе. Ничто зря не проходит. От слов своих осудишься и от слов своих оправдаешься человек – говорит Господь. Что мы говорим в семье, то малое дитя принимает и растет – почитали книжечку, а потом что? Обсуждать всех подряд и лежит рядом маленький ребенок. Только понимать слова научился, а уже слышит наши разговоры. С детства. Из детства родом все! А потом – да откуда ж это в нем? Откуда ж это в нем? И начинаем придумывать: гены, наследственность. Да нелюбовь это! Бог есть Любовь. Нет любви, значит, нет Бога. А нет Бога, значит в душе поселится дьявол. Почему мы считаем, что Пост – это только мясо не есть и молоко не пить? Может, Пост – это, когда ребенок родился у тебя, не притронуться к бутылке водки, может быть, матери новорожденного помочь? Может, взять его и прижать к себе? Может быть, Пост – это действительно, отдать эту ночь ребенку? И колыбельную петь, а не в телевизор воткнуться и в телефон? Пост – это ограничить себя для Бога, для ближнего, свое «Я» в сторону отбросить. А мы себя успокаиваем: «Мы постим».Пост – это думать не о себе. Пост – это жить Божьей правдой. Тогда действительно, Постом изгоняется зло. А молитва – это всё время советоваться, всё время обращаться к Богу, дышать Богом, впитывать Бога в себя. Как мама молится? Не показывает ребенку. Что креститься? А вот как действительно молится, всей душой. Тогда этот ребеночек будет в такой колыбельке, какой на земле нет. В Божьей колыбельке, в Божьей охране будет, в Божьей защите будет. Приходит к нам зло. И надо подумать о том – понесем туда, не приведи Господь, к бабке понесем. Да даже и в Церковь принесем, просим: «Сделайте что-то с ребенком!», а ведь надо и самому потрудиться. К бабке идти не надо – в Церковь идти надо, но надо при этом самому потрудиться. Надо и самому жить с Богом. Надо и самому жить действительно в Посте и молитве. Пост – это когда Божья правда торжествует, когда между людьми нежность и понимание, когда между людьми забота, он там, где между людьми любовь. Сколько сейчас этих детей несчастных растет, сколько их по миру ходит таких неприкаянных, а мы говорим: «Они вот такие растут у нас – это их телевизор делает, и школа такими делает». Но вы знаете, какой бы ни был телевизор, какой бы ни был компьютер, какая бы школа ни была, если ребенок не привык к матери прижиматься, если для ребенка нет того, что самое дорогое – материнской любови. Если он её просто не знает, этой любви, если он с детства слышит: «Отойди, не до тебя сейчас, возьми игрушечку, вот туда сядь поиграй, а к папе и к маме сейчас гости пришли, сейчас более важное дело!» Сейчас надо тосты говорить друг за друга! Сейчас надо обсуждать и жаловаться, какие правители, какие начальники на работе! Ведь в этот момент происходит самое главное, оно ж дите твое к тебе тянется, оно же, когда тебя дергает за полы и говорит: «Мамочка, мамочка» … Когда-то ты захочешь, чтоб оно пришло и сказало: «Мамочка», а оно не придет - твое дитя. Оно не придет и не скажет: «Мама, помоги! Мама, посоветуй!» Будешь волосы на себе рвать. Потому что тогда, когда звал этот ребенок, когда он взывал, просил, когда плакал – не до него тебе было. Потому что Поста в жизни не было. Потому что делал ты всё, что хотел. Потому что не хотел воздержаться от своего и с молитвой отдать сердце свое ближнему, тому, кого любишь. Вот сейчас Пост идет. А задумайтесь, всё ли мы сделали в Пост? Уже ближе-ближе туда, к тому времени, когда, казалось бы, Пост закончится. А в Посту надо жалеть, что он проходит, надо переживать, что он заканчивается. Потом опять житейское захватит. Не надо спешить, а надо подумать всё ли сделал? И не только не съел ли то, что нельзя съесть, а вырвал ли из своего сердца то, что тебе не надо, человек - сплетни и обиды, ложь и зависть, осуждение?! Всё ли вырвал из себя? Стал ли примером ребенку? Согрел ли этого ребенка любовью? Не своей, эгоистической, а той Божьей, которой тебя согревает Господь? Показал ли плоды этой любви? Один человек сиротой рос. Рос, рос ну и что там, в детдоме? Много ласки? Много ли ласки? То в кладовке закрыли, то побили, то еще что-то… Ну и обозлился человек - вором стал, да искусным вором. Украдет так, что все его хвалят. Все говорят: «Тебя не праведно подозревают, это другой сделал». Таким искусным, что он другого наведет, а если где попадется, то оправдается. Ну, а вы знаете, как говорят – всякое тайное становится явным, сколько веревочке не виться. Поймали, вырвался. Не заметили лица, но погоня за ним, гонятся за ним. Упал человек, пробежали все вокруг, не нашли его, не заметили. Он упал, встать не может. Ногу сломал. Да пока добрался до больницы, нога так раскрошилась, что её и ампутировать уже надо. Так в жизни бывает. Человек ни один его не заметил, никто не заметил. Всё, доброе имя сохранил своё. Вор, а доброе имя сохранил. Лежит в больнице, врачи говорят: «Резать ногу надо», а он говорит: «Нет, подождите!» Кинулся к Богу, священника призвал. Священник пришел, молился стал рядом с ним. Молился, молился, а ногу, всё- равно, отрезали. И вот человек говорит: «Боже мой! Сколько зла я сделал». Сколько зла ему принесли! Сколько зла от рождения было. Сколько сам зла сделал, сколько умножил этого зла. Казалось бы, молитва не дошла до Бога. Дошла, родненькие, молитва до Бога. Дошла! Человек, когда слушал эту молитву сам молиться начал, и хоть ногу отняли – уже без молитвы не смог, и уже не вор. А хромой, безногий, но христианин. Наложил Бог Пост на всю жизнь –не потанцуешь, не побегаешь. А ведь душа спасается! Молиться душа начала! Мы часто думаем, что попостим, помолимся – благополучие будет. Нет. Нужно поступиться своим. Нужно искать Божье. Нужно жить Божьим. Осталось всего три недельки, три недельки, когда скажем себе: «Господи, прости нас», когда скажем себе, в каких грехах мы грешны, по-настоящему эти грехи переберем, по-настоящему посмотрим в свою душу. И по-настоящему подумаем о том, как мы живем. Не скажет ли кто о нашем ребенке, о нашем сыне или о нашем внуке, или о нашем племяннике: «Он такой с детства. Вот такой, кричит и ругается, врет и дерется» Давайте спешить, спешить жить с Постом, спешить жить с молитвой, чтоб душа была чистая. И чтобы мы были не примером зла и грязи, а чтобы мы наших детей согрели любовью. Любовью и верой. И никогда ни к нам, ни к нашим детям не подобралось зло, не вошло, не скрежетало и не выходило пеной. Чтоб вообще не коснулось, чтоб зло не губило нас, а Бог нас животворил. Радости вам и благодати о Господе нашем Иисусе Христе. Аминь. Мы сегодня вспоминаем память преподобного Иоанна Лествичника, который дал нам эту книгу удивительную «Лествица» - о том, как взойти на небо. И давайте в этот день мы подумаем о том, как легче идти по лестнице? Гордо подняв голову вверх и не видя ступенек? Или всё- таки опустив голову пониже, чтобы видеть эти ступеньки? Тогда будет хорошо нам, легко на каждую ступенечку подниматься. Смири, человек, свою душу, смири свое «Я», обрети мир в душе, обрети любовь. Или еще лучше, когда мы смотрим на ступенечки, но при этом еще и держимся, держимся за руку Того, Кто сильнее, держимся за Христа. Давайте будем вместе. Не превозносясь друг перед другом, а вместе, ближе к Богу. Ближе ко Христу. Держась за Него, войдем туда, где не будет своего, а будет Божье. Будет любовь. И всем будет хорошо. Аминь. |