ЧТО СТОИТ НАШЕ ПРОЩЕНИЕ (Ев., Мф., XVIII, 23-345, проп. от 08.08.2010г.) Все в руках Божиих, родненькие. Все в воле Божией, родненькие, все. И не один волос не упадет с головы нашей без воли Божьей, и не один вздох мы не произведем без воли Божьей, все в руках Божьих. Всему Бог позволяет быть или останавливает, попускает или поддерживает, все в руках Божьих. Но при этом и наша свобода выбора всегда в жизни присутствует. Присмотримся внимательно как мы идем по жизни: все время против шерсти, против ветра, против волны или согласно с Божьей Волей. Противимся Христу и все время пытаемся доказать, свое хотим утвердить, только своим «Я» жить или нет. Прислушаемся к Господу. Но, все-таки, если честно задумаемся, то чаще бывает, мы идем против воли Божьей. Как мы можем увидеть это? По течению нашей жизни, по тому, что в ней есть место болезни и страданию, разрушению. Когда мы ищем своего, Господь попускает болезни и разрушения, попускает, чтобы мы немножечко поняли какова жизнь без Бога. Как часто в нашей жизни бывало – мы слышали ясно и четко голос Божий. Слышали ли совестью своей, слышали ли упреком близкого нам человека: "Не твори так, не делай, так не хорошо". Или слышали читая строки Евангелия, слышали слова Христовы: "Не поступай вот так, не делай". А мы искали своего и питались грехом, при этом понимали, что напитавшись мы получаем только разрушение своей души, своей жизни. Сколько ошибок сделано, но цена этих ошибок - это горе наше, но еще большая горькая цена этих ошибок - это горе ближних наших. Какова цена этих ошибок, вдумаемся... Все-таки мир стоит, мир живет и ближние наши живут, и в мире больше правды как бы мы не унывали, не отчаивались, все равно правды Божьей в мире больше. Эгоизма много, но Бог сдерживает зло, Бог нам дает благо. Никогда не будет у нас 60 градусов тепла летом, вот 38 градусов будет, а 60 градусов нет. Потому что мы тогда не сможем, а вот сколько мы сможем, вот столько нам Бог посылает. Сколько может человек вынести, столько Бог ему посылает испытаний, столько Бог посылает прозрения, чтобы человек задумался почему так происходит. Вот сейчас, в эту изнуряющую жару, грешить никак не хочется и ругаться не хочется, жарко, а вот каяться хочется, молиться хочется. И, наверное, даже у самого ярого безбожника вырвалась молитва: "Господи, когда же пройдет зной, когда будет послабление, когда придет прохлада?" Даже у самого ярого, который все говорит: "Я в своей жизни сам всего достиг, что мне ваш Бог." Даже тут понятно, без Бога мы не обойдемся. Но есть еще одна цена наших ошибок - цена страшная, о которой мы реже задумываемся. Говорим: "Да, я грешил и сам себя наказал", реже, конечно, говорим: "Я грешил и вот ближние мои страдают, все по грехам моим", реже, ведь это другой страдает, не мы. Но еще реже мы вспоминаем Голгофу и Крест, где, за каждый грех наш, отвечает Господь. Да, Бог попускает нам ровно столько, сколько мы можем выдержать - не больше. Но, родненькие, за все наши грехи все равно расплата есть, ежедневно, ежеминутно - это кровь Божья, это страдания Христовы на Кресте. Давайте каждый из нас задумается, чтобы мы сказали если бы нас распинали, чтобы мы сказали с креста, чтобы мы говорили перед крестом, когда бы нам говорили: "Будет тебе крест", чтобы мы говорили перед крестом, когда нас повели уже на крест, и что мы, будучи на кресте, сказали бы, какие бы мы слова произносили – будем честны с собой. А Христос произносит нам самое главное, Он произносит слово "прости", Он говорит Себе прости, Он говорит и нам "прости". Больно, страшно, тяжело за наши грехи и те грехи, которые люди сейчас творят во всем мире сию минуту, вот только сию минуту. Эти грехи, каждого из нас, в песок стереть могут, а Он тысячи лет за миллионы людей, за все грехи человеческие, страдает на этом страшном Кресте. И с этого страшного Креста произносит: "Прости, ибо не ведают, что творят." Господь говорит нам, не просто молча прощает, а дает пример и говорит, что нам нужно сделать, чтобы на нас не отразилось действие греха. Если бы каждый из нас задумался сколько грехов мы совершили, если бы каждый из нас мог хотя бы десятую часть своих грехов искупить, хотя бы десятую часть этих грехов исправить. Никто не может. Да мы их просто перечислить не можем. Что мы делали в этот день 10 лет назад, давайте вспомним, а 15 лет назад, что было в этот день, давайте вспомним?! Да забыли все: забыли где мы позавидовали, где обманули. А какие мы забывчивые, на исповеди что мы говорим? Да вы знаете, то, что мы на исповеди говорим – все это в один день может быть, а если за всю жизнь вспомнить, то, наверное, священник принимая исповедь упал бы от изнеможения, если человек все грехи смог бы вспомнить. И всех нас Бог прощает, родненькие, Бог прощает. Вот это тайна Бытия. Он прощает и ничего не требует за свое прощенье, кроме одного. Вот сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам об этом. Был царь, всемогущий царь, и был у него должник, который должен был ему огромную сумму - 10 000 талантов. Знаете, что такое тьма – это множество великое. Вот мы говорим 1000 - это 1000, а 10 000 - в славянском языке называется словом "тьма". А мы как это слово принимаем душой? Тьма - это что-то такое ужасное, тьма ночная, которая все давит, и не дает нам жить, тьма-тьмущая, которая нас съедает. Вот что для нас тьма - это что-то огромное, уничтожающее все, поглощающее все. Вот таков этот долг был - 10 000 талантов. Талант - очень высокая мера была в то время. И, конечно, никогда этому человеку не выплатить этот долг. И говорит ему царь: "По закону давай поступим, вот, ты должен, не можешь выплатить, иди в темницу и все, что у тебя есть, я заберу себе." Ужаснулся тот раб, упал на колени и стал просить: "Не губи меня, помилуй меня, у меня семья, дети." И здесь - любовь покрывает закон, любовь исполняет закон, вот этот господин любит, он видит в должнике человека. Царь в этом должнике человека видит - образ Божий, видит в нем хорошее, у него жена, у него семья. Он видит переживания, что раб о себе не просит, а печется о семье своей, и господин его прощает: "Иди, я прощаю весь твой долг". Раб отошел и что сделал? 100 динариев должен был этому рабу другой человек. Друзья царского должника стоят и смотрят, что же произойдет. Помилованный царем раб стал душить своего должника и требовать: "Верни мне мой долг". Ему только что 10 000 талантов простили, а он эти 100 динариев не может простить. Верни мне мой долг, верни! Родненькие, и сдал его в темницу, а друзья пошли и все царю рассказали. И вот с этого момента уже не закон любви, не милосердие, а просто закон стал действовать. Ты же мне не отдал 10 000 талантов, я тебе какое условие поставил - иди прости и ты, пускай вообще долгов не будет. Раз ты не простил - иди в темницу, где плач и скрежет зубов. Вот так и каждому из нас Господь ставит условия, Я тебе прощаю, прощаю ложь в твоем детстве, распутство в твоей молодости, Я тебе прощаю надменность в твоей зрелости, Я тебе прощаю зависть в твоей старости, Я тебе все прощаю. Я тебе прощаю все лицемерие, все человекоугодие, все хвастовство тебе прощаю, весь ужас осуждения, Я тебе прощаю твою гордость, Я тебе прощаю твое не милосердие, твое безразличие. Я все тебе прощаю, ты прости также. Прости слово, прости взгляд, прости человеку, когда ему плохо, и он просто не может сделать то, что ты от него ждешь. Человеку тяжело, он не может к нам обратиться, не может нас похвалить, и мы тут же его в сторону отодвигаем. Мы не прощаем, когда нам говорят правду, когда мимо нас проходят, не прощаем малость. А потом говорим: "За что? За что так жарко, так болезненно, за что так одиноко? За что, Господи?" Самое страшное событие в истории человечества - Вторая Мировая война. 55 миллионов жизней. Эти страшные концлагеря, эти газовые печи, эти могилы безызвестных солдат, сколько лет прошло. А что этой войне предшествовало? Один народ не прощал цвет кожи другому народу, не что-то там серьезное, какие-то преступления, он не прощал цвет волос, не прощал, что у других картавость, кудрявые волосы, другой оттенок кожи, их надо было всех уничтожить: евреев, цыган, русских, украинцев, поляков. Не прощал за фамилию. А другой народ не прощал, что у тебя лошадь есть, не прощал, что у тебя на 3 мешка зерна больше, не прощал, что у тебя сын закончил институт, и, тоже, не прощал фамилию благородного рода, не прощал, что у тебя квартира лучше, что ты благороднее, что ты еще не способен написать донос. Думали: «Напишем донос, соседа арестуют, отправят в лагеря, а мне квартира достанется». Не квартира досталась и не благо досталось, а оба народа как столкнулись, как пошла кровь литься, и Бог смотрел: "Вы решили жить без Меня, без прощения, так чтобы око за око". И до сих пор, у нас в такую жару кровь в жилах стонет, и не дай Бог повториться той войне, той страшной войне! А что было перед этой войной, задумаемся... Вот сейчас, когда мы не прощаем друг друга, когда мы не способны понять друг друга, когда мы великое себе прощаем, малое брату своему простить не хотим. Мы на себя эту жару навлекаем, мы на себя боль навлекаем, навлекаем все беды на себя. Бог не требует стать идеальным, Бог не требует стать святым. А Бог требует одного - будь милосердным, прости, пойми, помоги. А если не сможешь понять и помочь, то, хотя бы, только прости. Вот эти 100 динариев, вот этот косой взгляд. Мы сейчас дошли до того, родненькие, и это страшно, мы обезумели от суеверия порчи. Да нет в Евангелии такого слова «порча», мы не хотим каяться, мы видим только одно: соседка дурно посмотрела, на работе коллега не так посмотрела, свекровь дурно взглянула, невестка покосилась: "Вот она меня сглазила, мне плохо". Мы взгляда человеку не простим, мы не простим его за то, что он нам не льстит. Мы, вообще, ничего простить не готовы. Себе все, а другому ничего. Но ведь по грехам нашим будет нам воздаваться, по покаянию и прощению ближнего нас будет Бог прощать, по тому как мы в грехах своих разобрались-покаялись и как смогли ближнему простить. И как это чрезвычайно важно для жизни нашей. Давайте задумаемся, мы каждый день произносим, ну, нет дня, чтобы мы не сказали эту фразу: "И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим." Эту фразу мы каждый день и утром, и в обед, и вечером произносим. Вот, в притче о должнике, Бог нам ставит условие: "Я вам прощу, если вы простите", а мы вслед за Богом сами это условие повторяем, мы его Богу ставим. Все остальное мы просим: и хлеб нам дай, и избавь нас от лукавого, и не введи нас во искушение, и да будет воля Твоя. Мы все просим у Бога, но есть в этой молитве слова, где мы ставим условия Господу: "И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим" и прости нам грехи наши, как и мы прощаем, согрешившим против нас. Мы сами оговариваем это условие. Но если не можем прощать, тогда давайте не будем лицемерить, давайте просто скажем прости нам грехи наши, а мы, если сможем, тогда ближнего нашего простим. Давайте уж честно говорить. Да нет же, произносим молитву Господню и тут же, через минуту, через час, не готовы простить даже малости. Родненькие, всегда мы перед неизвестным озадачены - как все будет, как жизнь сложиться, какой ответ Господь даст нам. Просто все будет: призовет тех, кто простил, призовет тех, кто понял, а иных остановит и скажет: "Вот посмотри, посмотри на свое милосердие, разве способен ты жить в Царстве Божием, если ты, там на земле, не видел в человеке человека, не мог отделить грешника от греха и ненавидел человека, а про грех забывал? А надо было ненавидеть грех, а человека прощать. И в чем судил другого, в том сам был искушаем и себе спокойно прощал то, что другому не мог простить. " И спросит честно нас Господь: "Можешь ли ты быть там, где нет зла, где одно прощение, где одна любовь? Научился ли ты любовь ставить выше своего "я", выше своего мнения, выше своего эгоизма?" А этому можно научиться только одним, родненькие - прощением. И вот эта притча настолько ясная, настолько полезная, настолько необходимая, почему же мы в жизни забываем ее? Давайте ее помнить. А как ее можно помнить? Не быть злым, не душить другого за горло, не хватать другого и не толкать, не спрашивать за малое, а просто простить. Просто понять, что, иногда, у человека болит сердце, что, иногда, у человека такие проблемы, что нам и не снилось, мы и представить себе не можем, что у него сейчас дома происходит. Иногда, человек просто устал, а, иногда, человека жара изморила, и он уже ничего не соображает. Не нужно требовать от него быть идеальным, а нужно просто сказать: "Давай я тебе помогу, поддержу и прощу, пойму тебя". И вот, в этот миг прощения, вот в этот момент не превозношения, в этот момент не суда, а милосердия, в этот момент Господь обязательно будет рядом с вами, еще ближе будет рядом с вами. Умейте простить, умейте любить, а значит умейте быть всегда рядом с Богом. Он прощает, и мы должны простить. Аминь. |