ЧТО ТАКОЕ БЕСНОВАНИЕ. (Ев., Лк., VIII, 26-36)
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа Всегда поражает, как молодой, полный здоровья, полный жизненных сил человек, входит в область Света, входит в Церковь и у него всегда множество вопросов. «А почему то нельзя? А почему это нельзя? А почему я так не могу?» И говоришь с таким человеком, родненькие, и поражаешься… Он всё время хочет, что? Тебя перебить. Перебить, даже не по делу. Приводишь пример, что надо вот так поступать, пример того, как правильно, а человек перебивает. И проходят годы. И вот такой же человек, если входит в Храм, то он пытается впитать, впитать всё. Пытается слушать и уже не перебивает. У него нет уже того здоровья, что было, нет уже тех жизненных сил. Отчего же так? Мы очень часто не обращаем внимание на то, как за нашу душу идет борьба. Когда мы маленькие, когда мы совсем беззащитные, Бог покрывает нас, Бог бережет нас, всегда с нами наш Ангел, всегда над нами защита Божьей любви, Божьей милости, Божьего благословения. Но приходит время, когда Господь нам говорит: «Ты уже вырос. Попробуй. Попробуй сознательно выбрать Божье». Но если есть добро – есть и зло. Если есть свет – есть и тьма. Если есть правда – то есть и ложь. И вот, надо выбрать человеку. Надо выбрать. И тут нам не помощник фраза: «Я всё знаю, я разберусь, я решу, я прав. Что ты мне указываешь?» Как часто мы оцениваем даже Божье благословение. Как часто мы говорим: «Вот это мне надо, а вот это мне не надо». Как часто это происходит с нами. Мы идем против воли Божьей, сами того не замечая. Там, где «я» выше Божьей воли, там, где «я» выше Божьего благословения, там, где эгоизм побеждает – там обязательно будет что? Падение. Падение, разрушение и пленение души. Пленение души злом. Пленение души дьяволом, пленение души бесом. Как сегодня мы читаем в Евангелии Человек некий был так одержим, что его связывали. Связывали цепями, железными цепями. А он рвал эти цепи, и шел куда? В пустыню. В безводную пустыню, где даже паук не может находиться. Представьте себе, паук, которому вода практически не нужна, и он не может в этой пустыне находиться. Там ничего живое не растет. Там ничего живое не живет. Там невозможно жить. А он рвал эти цепи, и шел туда… Когда Господь подходит к нему, он первый говорит: «Не мучь меня, не трогай меня». Легион бесов был в нем. Легион. Огромное количество. Конечно, Христос изгнал этих бесов. Изгнал их и стал человек совсем другим. А что дальше происходит? Куда ушли бесы? В стадо свиное. Что стало со стадом? Оно тут же из милых животных превратилось во что? В беснующуюся массу и бросилось с берега в пучину морскую. А что сталось с людьми, которые всё это видели? Родненькие, эти люди сказали Господу: «Отойди от нас». И только тот, который исцелел, только тот, который стал другим, только тот, который принял мир Божий в душу, который от пустыни отвернулся к цветущему саду, который от сухости и безжизненности пошел к Источнику Жизни, к Живой Воде, выпив которой не возжаждешь вовек - только тот воздал хвалу Богу! Вот наше человеческое общество – оно похоже на то, что происходит в этом Евангельском рассказе. Мы уходим, мы отворачиваемся, мы рвем цепи. Рвем те цепи, которые нас делают людьми. Рвем! И куда-то бежим, но куда? В пустыню. Куда-то в пустыню. Да, у нас есть Божьи правила, у нас есть церковные правила, у нас есть материнское благословение. Но что с нами происходит, когда наступает так называемое совершеннолетие?! Что с нами происходит? Вот та мама, которой мы еще недавно бросались на грудь, вот та мать наша или бабушка наша, которую мы слушали - она становится нам ненавистной: «Отойди! Не мучь меня! Не трогай меня! Не заставляй меня! Я буду делать то, что я хочу! Я прав!» И идут эти люди молодые, полные жизненных сил – куда? Идут в пустыню, которая эти силы вытягивает, иссушает! Жаром выжигает! Теряет человек эти жизненные силы! Полный здоровья человек - может работать, может трудиться, может накормить семью, большую семью, может сделать другого человека счастливым, может растить детей! А он тратит всё совершенно впустую. Ну, совсем же недавно было... Вспомним наше детство. Каждый вспомни из своего детства. Как мы смотрели на человека, который держит сигарету в руках? Или как мы смотрели на пьяного? Или, как мы смотрели на человека, который изрыгает маты. Мы в ужасе были! И у нас были какие мысли? «Никогда в жизни! Да чтоб я взял эту сигарету! Да никогда в жизни, чтоб я дошел до такого скотского состояния! Вот напиться - никогда такого не будет, мамочка! Я не такой! Я никогда этого не сделаю!» Кто миновал это? Потому что рвем, потому что хочется в пустыню, потому что не ищем Бога, потому что не ищем Живого Господа. А почему не ищем Бога, почему не ищем Живого? Да потому что, вот это «я», «я хочу!», вот эта человеческая склонность искать своего! Если бы не было табака – придумали бы что-нибудь другое. Если бы не было опиума – придумали бы что-нибудь другое. Если бы не было спирта – придумали бы что-нибудь другое! Всё равно бы человек что-нибудь придумал то, что для себя, а не для другого, «чтобы мне было хорошо, не другому!», а так не получится. Так будем рвать эти цепи, будем рвать и уходить в неживое, будем отворачиваться от жизни, будем отворачиваться и тонуть в пустыне, в жаркой сухой пустыне! И бесы будут радоваться – душа гибнет. Как мы часто говорим: «Молился, старался, а вот падаю. И люди не слышат. И тяжело на службе стоять. И на молитве сбиваюсь. И на молитве, когда молюсь, совсем другие мысли идут в голову!» Родненькие, так ведь это хорошо, что не всё получается. Это ж ведь хорошо, что трудно. Кто-то ж тебя хочет сдержать. Кто-то очень злой, очень коварный хочет сдержать, рассеять твою молитву, человек. Он переживает. Он переживает, что ты молишься, что ты живешь правильно, что ты идешь правильно по жизни. Надо сбить! Возьмите какую-то непотребную книжонку, сейчас полный киоск этих книжек! И читайте. У вас будут мысли о другом? Не будут – дьявол спокоен: душа гибнет, она грязь читает. У вас будут мысли о другом, когда на столе стоит бутылка? Приходят люди и говорят: «Боже мой, только об одном думаю, как бы выпить. Маме придумаю любые поводы! Там поминки были, а там друга встретил, а там тяжело на душе было! А как же за день рождение другого человека не выпить?! А как не помянуть кого-то?» Какие угодно оправдания, а мысль только об одном. О чем? Напиться. Напиться, выпить. Вот так душа привыкает к грязи, душа привыкает к эгоизму. Душа привыкает не к Божьему, а значит в ней поселяются - кто? Бесы поселяются. Смотрите, почему Господь допустил, чтоб в свиней эти бесы ушли? Зачем, почему Он допустил это? Бог – Вершитель всего! Да чтобы мы видели, что бесы могут сделать с нами. Вот это мирное животное превратилось во что? В беснующуюся тварь, которая неслась ни смотря ни на что и ни на кого, неслась чтобы сорваться! Сорваться туда, где нет жизни, захлебнуться, погибнуть! Господь попускает это, чтобы мы увидели, что с нами происходит, когда мы впускаем в свою жизнь зло, когда мы подчиняемся этому злу. Ведь это часто с нами происходит. Мы, может быть даже и понимаем, что так нельзя делать. Но с кем не было такого, родненькие, когда мы кричали самому дорогому человеку, самому близкому человеку – матери, жене, ребенку своему – грубые, страшные оскорбления, обвинения. И этот человек говорил: «Хватит, не надо, я всё понял, не надо!» Но ничто нас не могло остановить, ничто! Мы видели, что уже не надо так! Мы видели, что это совсем не к пользе! А бывает и хуже. А бывает и оба вот так, друг на друга, не слыша… А кого мы в этот момент слышим? Бесов слышим. И он, и ты слышим одно - зло мы слышим. И оно обладает нами так, что никакие путы не могут нас сдержать. Мы хотим сделать больно. Мы видим, что человек нас не слышит, но мы хотим отомстить! Мы хотим свое доказать. Мы видим, что ничего сейчас не решиться! Ничего никто не поймет, но мы всё равно кричим, мы готовы ударить, мы готовы оскорбить. И когда нас, казалось бы, что-то немножечко сдерживает, нас давит, выдавливает из сердца, что «я еще не всё сказал, еще не до конца ударил, еще не всё высказал!» Нам хочется разрушать, рвать вот те оковы, уничтожать их! Посмотрите сейчас на общество, практически всё разрушили – нет стыда, нет совести. Придумали какой-то гражданский брак! Не надо уже даже расписываться, не то, что не венчаться! Сошлись – всё! Разошлись – всё! Рекорд у нас! Наша страна – первая в мире по количеству разводов. А если учесть, что браки далеко не все регистрируются, а при этом разводов больше всех… Где же любовь? Где же верность? Хочешь – пьешь, хочешь – куришь! Хочешь – ругаешься! Вышел корреспондент, по улице идет, спрашивает: «Как вы относитесь к сквернословию?» - Это мне помогает! Это мне помогает на работе решать проблемы! - Это мне помогает душу отвести! - Как без этих слов? Да мы всегда жили с этими словами! Да не наши эти слова! Откройте славянскую Псалтырь, откройте славянскую Библию. Откройте те книги, которые наш народ веками читал! Да нет там этих слов! Нет там этих слов! Потом мы их приняли, потом мы их у кого-то позаимствовали, и теперь весь мир говорит: «Это их! Это русский мат!» Не наш это мат. Наше: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» - вот это наше, вот это наше родное. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!» Чистые сердцем! Но если из сердца рвется бранное слово – чистое ли оно? И узрит ли оно Бога? Увидит ли это сердце Бога? Что мы впускаем в сердце свое? Что мы впускаем в жизнь свою? Что мы впускаем в душу свою? Компьютер? Телевизор? Когда нам сердце говорит: «Отвернись, это не нужно смотреть!», «Нет, мне надо, мне можно, я не испорчусь» - испортишься. Потому что уже впустил, уже подчинился, уже это тобой овладело, уже это тобой владеет. Владеет тобой зло, владеют тобой бесы. А надо идти ко Христу. И как общество страшно боится чистоты нравственной. Мы готовы простить горького пьяницу. Мы готовы простить и человека, который истерично кричит на всех. Мы готовы простить человека, который осуждает всех. Но попробуй человек заговорить в обществе, на работе, где-нибудь заговорить о Боге. Попробуй, человек, скажи: «Не надо ругаться!», в ответ: «Да что ты! Что ты такой праведный! Что ты лучше всех?» Вот так и то общество, вот так и тот город. Увидел же чудо, недавно все боялись, недавно все трепетали: «Не дай Бог цепи разорвет, и нас разорвет!! Не дай Бог!» Уводили его из города, в эту страшную пустыню: «Не нужен он среди нас!» Господь изгнал из него легион бесов, сделал из него человека, его сердце забилось, на лице радость появилась. Он любит, он хочет любить, любит Бога, и хочет к нам прийти и любить! А мы что? «Не надо. Не надо, отойди от нас» - вот так мы отторгаем Бога из своей жизни. В Церкви еще молимся, в Церкви еще свечу поставим, в Церкви еще закричим: «Господи, помилуй», из сердца закричим. Но там, за оградой церковной – там рука руку моет. Там, как все! Но помните, если есть стадо – в него обязательно войдут бесы, и это стадо понесется и упадет в глубину морскую! А если ты личность, если ты человек, если ты выбираешь Бога, если ты выбираешь добро, если ты не в стаде «как все», куда покажут – туда и понесусь! Нет! Если тебе сердце говорит: «Не слушай эту клевету! Не слушай этот разврат! Не слушай эти искушения, что тебя хвалят! Ищи покаяния! Изменяй душу свою!» Стадо утонет, погибнет. Стадо свиное… Но иногда, если посмотреть на наше поведение, посмотреть на тот ночной клуб, то не разберешь, а какое это уже стадо? То ли это еще свиное или это уже человеческое стадо, где люди превращаются совершенно в животных? Уходит всё человеческое, уже не ищется солнце! Само название уже какое страшное! «Дилириум» с латинского «белая горячка». Допустили! Допустили! Впустили в жизнь! Уже нет ничего святого! Уже нет ничего, чтобы ограничивало нас, сдерживало нас! Везде только свое: «Я решил! Можно не расписываться! Я решил - значит можно сдать дитя в детский дом! Я решил - значит мать можно сдать в дом престарелых! Я решил - значит можно пить! Я решил – зачем мне ходить в Церковь? Я решил – какой Пост? Мне мясо надо! Я решил – клевещут на моего родного, на близкого – ну и что, и я буду клеветать!» … Один останешься, как в той пустыне. Один останешься. Вот эта притча такая необычная. Человек, скованный цепями, и бесы - легион бесов, и Христос. Казалось бы, это так далеко от нас! Как это не о нас! Как это не похоже на нашу жизнь! Ничего подобного, вот это и есть наша жизнь! Это наша жизнь, когда мы от Бога отворачиваемся, и рвем, разрываем всё, что нас сдерживает – закон и совесть, Библию, Слово Божие, церковный закон, всё отменить! И только своё! Но помни, человек, это уже будет не твое. Ты потеряешь волю. Когда ты говоришь: «Делаю, что хочу», то один бес делает так, что ты уже не можешь без рюмки, другой бес делает так, что ты уже не можешь без мата, третий бес делает так, что ты уже не можешь без осуждения, четвертый – что ты уже не можешь без зависти, пятый – что ты уже не можешь не лгать, а шестой – что ты уже не можешь не превозноситься, не хвастаться, не гордиться! А если ты в гордости – ты уже не слышишь Бога… Ты уже сам для себя бог, только «бог» с маленькой буквы, только лжебог. А, поклоняясь себе, ты ничего не достигнешь, ты только уйдешь в пустыню, где будут призраки и миражи. И ты погибнешь. Не надо, родненькие, искать пустыни, не надо, родненькие, искать бесов. Мы все прекрасно хорошо знаем, в чем зло. Если Он сказал: «Не суди», если Он сказал: «Прощай» - Господь наш Иисус Христос – если Он сказал «Люби» – только вот это путь к жизни! А если Он сказал: «Иди, и больше не греши» - не надо Его испытывать. Да, Он терпит. Да, Ему больно. Да, Он любит. Но если ты уходишь от Него, уходишь туда, где холодно, туда, где жарко, или туда, где нет жизни – не говори Ему, что ты хочешь жить. Ты хочешь грешить, но это не значит, что ты хочешь жить. Живите, родненькие, живите. Дай нам Бог всем жизни. Жизни во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь. Береги вас всех Бог. Помните, есть закон, есть Заповеди Божии. Есть любовь, которая нас делает человеком. И знаете, что такое любовь? Это когда подумаешь: «Ближнему моем будет плохо, не буду этого делать» - вот значит, ты любишь. А если подумаешь: «Ближнему моему плохо, от меня, от моих действий, но скажешь при этом: «Мне это надо и пускай потерпит, пускай подождет или «не его это дело!»» - то нет в тебе любви. А значит, и нет в тебе жизни. Любите друг друга. Любите Бога. Любите всех, кто на вашем пути встретится. Живите, родненькие. Аминь. 15.11.2009г. |