К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЗАВИСТЬ. ( Ев., Лк., XIII, 10-17, проп. от 12.12.2010г.) Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы прочитали Евангельское чтение о споре, который состоялся между законником, начальником синагоги и Господом нашим Иисусом Христом. В субботу, как обычно, люди собрались на молитву. Молились. И вот, вошла в синагогу женщина, которую 18 лет как сковал недуг. Она 18 лет была скорчена так, что и неба видеть не могла. И Господь сказал: "Освобождаешься ты от недуга своего". А законник стал говорить: "Шесть дней работай, трудись. А в субботу... В субботу нельзя творить ничего, нельзя ничего делать". Господь ему отвечает: "А вы, в субботу, не отвязываете ли вола своего или овцы своей, и не ведете ли на водопой? Не стоило ли и сию овцу Божию, которая 18 лет была связана, отвязать, чтобы она пришла к Богу?" Вот, родненькие, казалось бы спор о субботе. Да, и о субботе. Это Божий день, это день, который мы должны отдать Богу. И не только молитвой, а всем сердцем своим отдать Богу. Всей жизнью своей отдать Богу. Это значит, иногда больного посетить. Это значит, надо и больному помочь. Это значит, надо уделить внимание всякому ближнему, который сейчас насущно требует этого внимания. Но главное в этой притче, родненькие, вот что: это о нашем обществе сейчас. Здесь говорится, о том, каково наше общество именно сейчас, в наше время. Ведь что происходит? Такой ли сердобольный исполнитель закона этот законник? И так ли важно ему добиться чего либо? Родненькие, в наше время мы закрываем глаза на всё. Ругается кто-то – ну, ничего, пускай ругается. Посудачим - посудачим, осудим, но промолчим. Творит ли кто-то дела тьмы, темные дела? Посудачим - посудачим, но промолчим. Но стоит кому-то сделать дело доброе. Сделать дело доброе, стоит кому-то вырваться. Вырваться от повседневности, вырваться из суеты, и Богу отдать себя. Богу посвятить себя на дело одно. Как мы реагируем на это? Давайте честно с себя спросим. Как мы реагируем на это? Если сами сделаем что-либо хорошее, как хочется, чтобы заметили наше хорошее. Как хочется, чтобы похвалили нас, как отметили нас. Ох, нас приучило то время: грамоты и доски почета, и похвальба, и всё. Ничего не делали, стояли заводы, ничего не делали. А вот только добивались, добивались, добивались. Родненькие, да и сейчас так же. Для себя, для своей славы. А вот для Бога, именно для Бога? Трудно. Трудно оторвать от себя время. Трудно оторвать от себя копейку, трудно оторвать от себя тепло. Но если кто-то рядом делает - вдумаемся, что с нами происходит. Когда у нас появляется зависть? Когда у нас появляется ревность? Когда такое происходит с нами? Когда кто-то плохое дело делает - мы ревнуем о Божьем? Нет, когда кто-то хорошее дело делает. Мы говорим: "Это он себе во славу делает". Говорим то, что к нам применительно. То, что нам должно быть сказано - мы говорим о другом. Мы не видим добра другого человека. Мы не видим этого добра. Ладно, не воздадим хвалу - не надо, это не столь важно. Но поспеши творить такожде, поспеши творить то же самое. Кто-то лучше сделает: кто-то урок лучше нас проведет, кто-то к больному лучше нас отнесется, кто-то все свои обязанности выполнит лучше нас, а мы его уже выскочкой считаем. Мы уже считаем, что он себя восхваляет. Вот так и этот начальник синагоги, родненькие. Ему главное было: отчего это Христос здесь? - МЫ вершители закона, МЫ главнее всего, НАМ вся слава. Не дай Бог, сейчас, народ этого Учителя послушает, и пойдет за Ним. За нами нужно идти, в нас истина. Вот как он думал. Вот как он думал, как он превозносился. И это не в осуждение ему, это в размышление нам. Это в размышление нам, в урок нам. Всякое доброе поддерживайте. Всякое доброе проявляйте. И всякому доброму спешите, и за всяким добрым идите. Божье это дело. И сделал человек доброе, пускай он еще не сам добрый человек, пускай он еще в грехе, но он уже в чем-то себя преодолел, он уже в чем-то себя пересилил, он уже в чем-то себя заставил. Скажи себе: "А я так не смог. Кто же я такой?" Скажи другому: "Вот мы с тобой не смогли, а этот человек смог, а у этого человека получилось". Это Божье дело. Кто-то молится хорошо - Слава Богу! И мне надо лучше молиться. Кто-то дела милосердия творит хорошо - Слава Богу, и мне надо это делать. А не судить, осуждать. Ведь мы пронизаны завистью, пронизаны. На Исповеди во всем признаемся: в убийстве признаемся, в осуждении. Только скажешь: "Завидовал?" - "Вот этого не было". Или еще, кто-то там придумал "доброй" или какой-то "белой завистью". Родненькие, зависть - это зависть, как бы её не рисовали, как бы мы не говорили о ней. Как бы мы не делили: "У другого зависть черная, а у меня она, может быть, только какой? Белой" Да, нет, зависть – это зависть. Это нехорошее чувство, когда у нас бывает желание, чтобы доброго, хорошего рядом не было, чтобы хорошее только от нас самих исходило. А так не получится. Хорошее должно от каждого исходить. Хорошее должно с каждым быть. Добро - это привилегия каждого человека. Добро - это то, что каждый человек должен творить. Родненькие, только добром живи и радуйся, что другой добром живет. А что после этого произошло, после того, как обличили Христа, что Он субботу нарушает? Что потом произошло? Христос ответил. Он ответил: "Не отвязываете ли вы вола и овцу свою, и не ведете ли на водопой? И, не надобно бы, этого человека отвязать от уз, которыми связал его дьявол? И дать ей глаголы жизни, чтобы она жила полной жизнью, жила в Боге, жила в любви, жила в радости". Вот Христос сказал правду, Он сказал правду, Он не отругал. Он не осудил, а Он просто сказал правду. А теперь, каждый из нас спросит себя: "А часто ли мы говорим правду?" И тут нам пророк Исаия говорит, как мы говорим правду. В 5 главе пророка Исаии сказано: "Горе вам, которые за зло выдают добро. Горе вам, которые светлое выдают за темное, а темное за светлое. Горе вам, которые сладкое выдают за горькое, а горькое за сладкое. Горе вам, которые храбры пить вино и готовить крепкие напитки. Горе вам, которые за подарки обижают невинного и оправдывают виноватого". О ком сказано? Вот суд нашему обществу. Вот, сейчас, суд нашему обществу. За подарки всё делается. Только у пророка Исайи подарки, а нам как надо сказать? Взятки!
Взятки - это горе! Мы говорим: "Почему у нас сироты в детских домах страдают? Почему у нас старухи в домах престарелых? Почему у нас полно бездомных? Почему у нас полно пьяниц? Почему полно наркоманов?" Да само общество пронизано всем этим. Потому что горе к себе кликаем. Потому что мы горе к себе напрашиваем. Потому что "не подмажешь - не поедешь". И четко, и ясно говорит пророк Исаия, вслушайтесь в слова: "Горе вам, кто злое выдает за доброе"! А у нас, не так ли в жизни? Сделал человек доброе - осудим его: "Выскочка! Лицемер! Ради себя!" А сделал какой начальник злое - похваливаем его, пресмыкаемся перед ним. У нас уже начальники обезумели от похвальбы. Мы здесь все ходим, осуждаем, мы все обижаемся. А они слышат это осуждение? Они знают об этом осуждении? Только он появится перед нами - каков наш суд? Вот так сгибаемся, прогибаемся, восхваляем, возносим. Человек на грамм ничего не сделал - за пост его любим, за пост его хвалим. И уже в нас светлое - это темное, а темное - светлое. И попробуй кто-либо правду скажи! Все вместе дружными шагами, дружными толпами пойдем поддерживать начальника нашего - выслужиться, как же есть возможность показать, какой я смелый, какой вы хороший. Как у нас это хорошо получается! Кто как чуть слово сказал, кто как восстал, кого защитил. А бывает, человека чуть-чуть поругает начальство, чуть-чуть. Как мы мимо идем, и на него, на этого человека, смотрим? А ну, вспомним себя на работе. А ну, вспомним себя в жизни: "Здравствуй!" - "Здравствуй!", и в стороночку: "Сейчас некогда с тобой говорить". Чтоб начальник не увидел и, не дай Бог, не сказал: "С кем это он разговаривает?" - не с тем, кто злое сделал, а с тем, кто смел начальнику перечить, кто смел правду сказать. А разве не так? А разве не так у нас мужчины храбры? Правду пророк Исаия пишет, истину пишет! "Храбрые - когда пьют вино!" Что у нас мужчины только умеют делать? Хорошо рюмку поднимать, и показывать, как он не закусывает. А еще, кто смелее - выпил, не закусил, и тут же вторую выпил: "Во, какой я храбрый!" А ты пойди, женщину на темной улице защити! А ты пойди, для ребенка деньги заработай, чтоб его одеть! А ты пойди старуху досмотри! Слабо?! А ты посиди с ребенком, уроки сделай! А ты на похоронах шапку сними - у гроба стоишь, а сигарету не выбросишь. И вот так получается, что светлое у нас темное, а темное - у нас светлое. О ком это у нас пророк Исаия говорит? "Горе тем, кто хорошо мог делать крепкие напитки" Вот здесь, как мы хвастаемся, какую мы водку купили, какую хорошую, с какой этикеткой. Или как мы хвастаемся, какой мы самогон выгнали: "Вот хорошо, домашнее, хорошее!" А там каждая капля, каждая капля - это слеза. Сколько в рюмке капель - сколько слез! А сколько в бутылке капель? А сколько в том бутыле капель? Сколько слез! Чем гордимся? На что храбрые? Человек, родненькие, без правды жить не может. Если он не видит в другом человеке правды, то и в себе правды нет. Если он не может в другом человеке доброе найти, то значит, в себе этого доброго нет. Если он не может правду отстоять и честно сказать - то, какое слово подобает этому человеку? Лицемер! Лицемер… Спросим себя. Спросим себя о жизни своей. Ой, какая сегодня строгая притча. Как сегодня говорится? Поссорился начальник синагоги со Христом. А, наверно, надо было сказать: "Смотри, 18 лет человек был скорчен, а Воля Божия явилась, Воля Божия проявилась, Правда проявилась - распрямился человек, восстал человек, от уз дьявола освободился и идет к Богу. И Слава Богу. Слава Богу!". А еще родненькие, а еще родненькие. Прежде, чем обличать человека, судить его нельзя! И многие спрашивают, чем обличение отличается от суда? Да обличение - это правду людям сказать, и тому, кто грех творит - правду сказать. А не можешь правду сказать - промолчи! Хотя бы не льсти, хотя бы не подмазывай! Хотя бы не подлизывай! Промолчи! Не надо возносить беззаконника, не надо возносить грешника! Не можешь правду сказать - помолись о нём, и не участвуй в делах беззакония. И вот, родненькие, когда мы по правде живем, то только тогда, мы и живем по-настоящему. Пускай у нас доброе будет добрым, и светлое будет светлым, и сладкое будет сладким. И пускай водка для нас будет яд, и вино тоже будет нам не в пользу. И пускай мы будем говорить правду, и не будем подкупать и подарки давать, а будем честно жить. И тогда, будет меньше горя на земле, а больше будет счастья на земле. И на земле будет добра и любви больше. Родненькие, суд – это, когда за глаза. Суд – это, когда без пользы. Суд - это когда, ничего от этого не происходит. Только душа гибнет твоя, человек, и того, с кем ты разговариваешь. А обличение, родненькие, обличение - это когда за правду, когда не безразличен к правде, когда не можешь пройти мимо неправды. Но прежде чем говорить, прежде чем обличать - подумай о себе, человек. Подумай, что надо не только обличить, а посмотреть, может и в тебе этот грех есть? Ругая другого, подумай, обличаешь ли ты его или ругаешь? Подумай, осуждая человека за что-то, нет ли и в тебе этого греха? Правда должна быть обоюдоострой. Научился говорить эту правду ближнему своему, и с себя научись спрашивать по правде, по истине. Не надо ублажаться: "Какой я справедливый! Какой я хороший!" Не надо этим ублажаться. А надо и себе сказать: "Взял этот Крест правду говорить. Взял его на себя, значить с себя тоже об этой правде спрашивай" Тоже с себя спрашивай. Если с другого спрашиваешь - с себя спроси в три раза больше, в десять раз больше, сторицей с себя спроси". Живи, человек, по правде. Живи, человек, с правдой. А что есть правда? А правда есть Истина. А правда есть Христос. Разве во Христе может быть пьянка, или лицемерие, или подлизывание, или восхваление? Во Христе только одно - не для себя, а для Бога и ближнего. И Бог в помощь всем нам на пути правды - трудном, тяжёлом, неблагодарном таком пути, но пути правды. Это путь к истине. Это путь ко Христу. Ангела Спутника. Аминь. |