КАК МЫ ПРИХОДИМ К БОГУ (Ев., Лк., VIII, 41-56, проп. от 21.11.2010г.) Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Вот сегодня в Евангелии мы видим две судьбы. Две жизни - такие разные. Такие разные, непохожие – ничего общего нет. Женщина, простая женщина, одинокая, совсем одна - и 12 лет беды, 12 лет горя. Кровь идет, кровоточивая. Измученная. Знаете, что бывает, когда человек теряет кровь, истекает кровью - его оставляют силы, его оставляет жизнь, его оставляет всякая надежда. Человек теряет кровь. Вот так месяц, два, а тут – 12 лет. В одиночестве. И даже, если что и было у неё – всё издержала на врачей, никто не помог. Никто ничего не дал, никто не исцелил, никто даже чуть-чуть не помог остановиться этой крови, не помог остановиться этой потере жизни. Вся издержалась: и кровь текла, и силы уходили, и деньги истрачены. Отчаяние. А другая жизнь – тоже 12 лет. Как в жизни бывает. Как часто мы судим, родненькие, судим и говорим: «Мне плохо. Почему другому хорошо?» - как часто мы этот вызов бросаем. Кому? Самому Богу. Почему есть несправедливость? Почему так? Вот и тогда, казалось бы, тоже. Успешный человек, начальник синагоги – Иаир. Всё есть: почет людей, слава, положение, благополучие, есть и эта радость - дочь его. Есть радость, когда приходит ребенок в нашу жизнь. Когда он приходит в нашу жизнь и как он изменяет нашу жизнь! Знаете, как бывает – ведут ребенка к Причастию. Смотришь, как несет мать этого ребенка, или бабушка, или отец – сколько любви в глазах у них: у матери или у бабушки, или у отца. А грустно на сердце: «Боже мой, тебя же хотели…» Что? Убить хотели. Сколько нужно было сил потратить, убедить. «Не убивай!» - маме сказать, и бабушке сказать: «Не надо его выкидывать. Не надо этого ребенка резать»! А прошли годы – никто не помнит! «Радость наша, любовь наша, для тебя только и живем, и тобой только и живем!» А мысли-то, какие были? Дай Бог забвения священнику, чтобы этой грусти не было. Всё-таки, остановил, всё-таки, сдержал, всё-таки, разбудил в человеке человеческое. Разбудил в человеке человека. Вот так в нашей жизни бывает. Мы всё судим, мы всё смотрим – вот тому, другому хорошо, а мне сейчас не до этого, мне сейчас не до честности, мне сейчас не до труда, мне сейчас не до милосердия, как бы самому выкопаться. Но как к этой женщине пришла беда, и 12 лет её мучила, так она пришла и к Иаиру - стала дочь его умирать. Что объединило этих людей? Что разделяет нас, но что объединило Иаира и его семью? И объединило эту женщину. Это порыв к Богу, это стремление к Богу. Это жизнь с Богом. Иаир подошел и понял, никто не поможет, никто ничего не даст, никто не вылечит – надо к Богу идти. Надо к Богу идти, и он пошел ко Христу. Кротко приступил к Нему и говорит: «Дочь моя умирает, помоги, Господи!», а женщина, даже, сказать ничего не смела. Ничего не могла сказать, просто подошла и прикоснулась к краю одежды Его: «Прикоснусь к Свету, прикоснусь к Любви, прикоснусь к Жизни, прикоснусь ко Христу, а дальше…», что в ней было? В ней было желание, в ней было желание не просто исцелеть, не просто стать здоровой. В ней было желание прийти и прикоснуться к Богу, и уже никогда от Него не отходить. А закон жесток – кровоточивая, значит не входи в Храм. А тут уже больше, чем Храм, несравненно больше, здесь Хозяин Храма, здесь Хозяин мира, Господин мира, здесь Господь наш Иисус Христос. И она подходит, и прикасается. Он говорит: «Сила отошла от Меня, кто прикоснулся ко Мне?» - «Как же Ты говоришь, кто прикоснулся? Смотри, какая толпа теснит тебя!» И вот, да, сила отошла. И вот, правда жизни. Правда жизни. Когда мы оказываемся лицом к Лицу с Богом – нужно быть честными, честными до конца, честными полностью. Хватит себя оправдывать. Хватит себя видеть такими, какими мы сами себя украсили, какими мы сами себя изобразили, какими мы сами себя преподносим людям. Какими сами себя считаем перед собой и перед всеми, и перед Богом – не получится у нас ничего. Перед Богом нужно быть честными. Она безропотно, не размышляя, сразу сказала: «Я прикоснулась. Прости, Господи, я не могла не прикоснуться. Я знаю, что нельзя, но я прикоснулась» - в этом правда жизни. И Иаир честен: «Что, Господи, сделаешь? Поздно обратился. Что уже сделаешь? Не надо утруждать, она уже умерла. Пока Ты тут стоял, она уже умерла». А Он говорит ко всем, кто пришел, и к Иаиру говорит: «Не плачь, не умерла она, но спит. Не плачь!» И нам кажется, вот такое б чудо и нам в жизни! Родненькие, вот эти чудеса, они чаще всего и бывают. Чаще всего бывают в жизни. Они чаще бывают, чем нам работу Бог даст. Они чаще бывают, чем нам хлеб Бог даст. Эти чудеса всегда есть, они есть в жизни каждого. Бывает так, что человек измучен болезнью, и издержались действительно, и потеряли действительно всё. И нет уже врача на земле, и нет уже человека на земле, который может помочь. Нет уже. А человек встает. Рак крови, и рак спинномозговой жидкости. Нет врача на земле, не только у нас на Украине, на земле нет врача, который это может вылечить. И уже родители опустили головы, говорят: «Где ж уже? Как же? Где найти и что?» А ребенок берет в руки Евангелие, читает и молится, и когда священник входит в эту палату, и думает, как его утешить, то вместо того, чтобы утешать, он пронизывается верой этого ребенка, любовью этого ребенка. Потому что, в нем чистота, потому что в нем вера в Бога, стремление к Богу. Этот ребенок побеждает Божьей правдой, Божьей любовью. Этот ребенок встает и проходят годы, и он приходит к батюшке и говорит: «Подскажите, что делать? Я упал, я согрешил, я выпил, я закурил, но я помню, что со мной сделал Бог, когда уже никто на земле ничего сделать не мог. Я не хочу предавать Бога. Я не хочу этого касаться!» И побеждает уже не ребенок, а парень, уже молодой человек – побеждает во второй раз. Побеждает смерть уже не в виде рака, не в виде опухоли и метастаз. А побеждает уже в виде этих метастаз греха, которые пробираются уже не в легкие, не в печень, а которые пробираются уже глубже, в душу, в сердце пробираются. И он выкидывает, выбрасывает это. А разве это не чудо? Почему же так этот рассказ заканчивается жестоко? Господь говорит: «Иди, и никому не говори, что с тобой и с твоей дочерью сделал Господь». Потому что не хотим мы этого видеть. Как бы нам не говорили: «Бог рядом, Бог поможет, Бог исцелит, Бог поднимет!» - мы больше верим в смерть, чем в жизнь. Мы больше верим в безысходность, чем в исход. Мы больше верим во временное, чем в Вечное. В этом наша слабость. Но рядом встают люди, встают от болезни. Встают люди, встают от греха, поднимаются и живут. Заметьте их, и сами поймете, как жить. Как жить и встать, и идти. А бывает и другое. Бывает, человек, да, уже ничто не может помочь. И уже врачи говорят: «Не надо, чтоб он в больнице был. Уже пускай дома отходит. Чтоб место здесь не занимал» - и, действительно, умирает человек. И тоже никто ничего не видит. Умер человек, но как умер! Как умер? И умер ли? Больше сказать, не воскрес ли для Жизни Вечной? Да, бывает уже тело так изъедено, и человек задыхается, уже не может дышать. Ему кислородную подушку дают, и уже ничем эту болезнь не остановишь. Но как он дышит? Кричит? В отчаянии? Или упал в уныние? Или говорит: «Отойдите от меня, не мучайте меня», или страдает и плачет? И хватается за осколки этой земной жизни? Или из его сердца, из его души вырывается: «Господи, Ты только для меня Бог, и в Тебе истина!», и всё житейское ушло: ушли те условности, ушли те друзья, бутылки водки, женщины, ушло всё. Ушел начальник, ради которого старался. Ушло всё. Казалось бы, никто уже не придет. Все стесняются, все бояться зайти к тебе, потому что надо посмотреть глаза в глаза. А они видят в тебе только смерть, они не видят в тебе сердца, поэтому стесняются. Они не могут тебе в глаза посмотреть, потому что верят меньше, чем ты, намного меньше, чем ты. А человек говорит: «Один Ты у меня, Господь, остался. Один Ты у меня есть. И вся моя жизнь была такой некрасивой, такой слабой, такой неяркой, такой была вся жизнь… Господи, вот сейчас хочу быть с Тобой!» - а разве это не исцеление? А разве это не так же, как тогда, когда Иаирова дщерь встала? И как кровоточивая исцелилась? Какой жизни мы ждем? В какой вере мы живем? «Если Христос не Воскрес, - говорит апостол Павел, – то и вера наша тщетна». Христианство держится на том, что мы веруем в Воскресение Христово. Мы веруем в то, что наша жизнь не заканчивается, а мы можем сподобиться Господа, и через покаяние, через веру, через любовь войти в Царство Любви, где нет времени, где нет болезни и воздыхания, где нет греха. Только очисти себя, человек, от греха. В чистую комнату грязными ногами не входят. В чистую комнату в грязных одеждах, с ведром мусора не входят. Мусор выбрасывают, одежду одевают белую, и обувь снимают, чтоб войти туда, где чисто. Если мы веруем в Царство Божие, если оно для нас превыше всего, если мы верим в Господа и Царя Славы Иисуса Христа, если мы стремимся к Нему – так давайте идти к Нему! Давайте не будем бояться временного, давайте не будем бояться людей, условностей, давайте не будем бояться этой временной смерти, не будем бояться болезней. А будем ближе: ближе в горе, ближе в беде, ближе в болезни – ближе к Господу, ближе к Нему. Только ближе к Богу можно быть, если очистим сердце покаянием, если очистим душу покаянием, если отвернемся от греха, если наполнимся жизнью. Пускай тело, да, пускай тело не выздоровеет – душа спасется. Душа спасется! Может ли христианин, верующий, который с Господом – может ли он проиграть? Сомневающийся, не верующий – он теряет всё на земле. А верующий никогда не проиграет. Никогда, потому что его Царство – это Царство Божие, и он стремится туда. Родненькие, какая разная жизнь. Не будем сравнивать жизни друг друга, как тогда женщина не посмотрела на Иаира, и не сказала: «Вот, Он идет, к нему, богатому. Что мне к Нему прикасаться?» Она и останавливать не стала, она и просить не стала. Она с покаянием, со смирением, но с великой любовью к Господу прикоснулась края риз Его, и исцелела, и поднялась, и выпрямилась, и остановился ток крови, и жизнь перестала оставлять её, а жизнь стала наполнять её. Жизнь стала для неё главным. А Иаир до конца верил. До конца верил и шел. И верил даже, когда другие стали смеяться, когда стали другие говорить: «Не утруждай, уже ничего не изменишь, уже произошло, уже свершилось!» Что свершилось? Свершилось самое главное. Свершилось то, что Господь Воскрес. Свершилось самое главное - Господь победил. Вот это свершилось. Свершилось - Он победил грех. И нам с Богом, с Его помощью, с Его Жертвой надо отвернуться от греха и уверовать. Уверовать не чуть-чуть: «Верую, Господи, помоги моему неверию», а вздохнуть всей силой: «Верую, Господи, помоги моему неверию! Помоги мне, Господи, подними меня! И дай мне силы идти. Даже если тело не идет, с сердцем идти, всегда к Тебе идти!» - всегда ко Господу. Родненькие, как рядом с нами много чудес, только бы увидеть их. Но самое главное чудо – то, что мы можем верить, что мы можем надеяться, что мы можем жить, и мы можем любить. Возьмите это чудо, и живите этим чудом. Наполните себя этим чудом. Просто живите, и просто любите. Радости вам, радости в Господе, радости в жизни, радости в любви. Не будем смотреть по сторонам, а будем смотреть всегда вперед. А впереди нас ждет, что? Рассвет. Впереди нас ждет Господь, впереди нас ждет Жизнь Вечная. Давайте, любя друг друга, веруя, стремиться к жизни, отвергнем смерть, как временное, как бой часов – он будет и дальше, а поверим в Жизнь. Подними нас всех Господь, подними к Жизни, дай нам этой Жизни и любви. Аминь. А вы знаете, как тяжело в таком помещении не просто петь, а молиться – это низкий потолок, купола нет, людей стоит много так, что, действительно, звук весь теряется. А наш регент, Михаил, находит в себе силы и петь красиво, и молиться при этом. Дай Бог тебе, Мишенька, родной! Дай Бог. Тебе Бог посылает испытания, много испытаний в жизни, тяжелых испытаний. Но Миша знает, сам не преодолеет их, только с Богом. Он у нас не просто регент, он не просто у нас руководитель церковного хора, он церковный композитор. Иногда вы слушаете песнопения, которые не только написали великие композиторы церковные, а сам Миша написал. И дай Бог, чтоб его сердце… В наше время, знаете что молодежь делает? Не буду перечислять и говорить. А он пишет церковную музыку. Дай Бог. А знаете, как всё зло мира нас пытается отвести от Бога, пытается нас сломать, пытается веру нашу проверить. А мы её будем укреплять. Ведь когда холодно, мы куда ближе, к теплу, да? Когда нам одиноко, куда ближе нам надо быть? К друг другу и, конечно, к Богу. Конечно, к Богу. И вот, Мишенька с раннего детства, когда все мы еще размышляли: «Идти в Церковь или не идти в Церковь», как только разрешили идти в Церковь – он сам пришел в Церковь, и вся его семья пришла в Церковь. И никогда он клироса не оставлял, ни дня, ни Воскресенья – всегда он на клиросе, всегда он молится, всегда Славу Богу поет. И сегодня у него именины, поздравим и с его именинами. С днем его Небесного Покровителя – Архангела Михаила, и скажем: «Мишенька, прости нас, что иногда мы тебя не радуем, шумим» – он старается, он поет, а мы не слышим этой красоты, этой красоты, а ведь самая главная какая красота? Когда Богу Слава. И во Славу Божию. А он старается. Прости нас. И пускай Бог тебе всегда помогает. Пускай тебя Господь всегда укрепляет. Божией тебе помощи, родной. С Богом. С праздником, родной! А где Миша, наш прихожанин? А помните Закхея? Маленький был, да? На дерево залез. А Кого он хотел увидеть? Христа увидеть хотел. Все стесняются, все мужчины у нас стесняются, стесняются сказать: «Давайте не будем грешить, давайте не будем обижать», стесняются перекреститься. Да что там, входя в дом, стесняются шапку снять. А Закхей вылез на дерево, ему ничего не надо было, только Бога увидеть. Вот так и Миша. Ни на что не смотря - и на заводе, и в семье, и в Храме – он первый. Вот только молиться, в краешке стоит, тихонько голову опустил и молится. А если надо что-то сделать, если надо что-то отремонтировать – вот Закхей на что залез? На дерево. А он на Храм залез и Крест поднял, на колокольню залез и купол поднимал. Он всё делает. Да, может, рост невелик, но душа великая. И вот хочется пожелать мужчинам нашим – не бойтесь быть честными, не бойтесь быть справедливыми, не стесняйтесь быть мужчинами. Мужчина – это тот, кто за всё в жизни отвечает: и за дитя, и за жену, и за мать, и за страну, и за Церковь, и за веру. Не тот, кто прячется, не тот кто: «Все матерятся, и я буду материться. Все курят – я буду курить», не тот, кто в толпе или в стаде, или в стае волчьей. А тот, кто за всё в ответе. И вся сила собрана в этом мужчине. И хочется вот этому настоящему мужику, настоящему мужчине сказать: «Дерзай, вера твоя ведет тебя, помоги тебе Бог, и нас грешных прости!» С Богом, родной. Спасибо, Мишенька, спасибо. |