КАК НАМ ПОЗНАТЬ БОЛЬ ХРИСТА (Ев., Мк., VIII, 34 - 38 IX, 1, проп. от 03.10.2010г.) Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. «И кто хочет идти за Мной – отвергнись себя и возьми Крест свой, и следуй за Мной. И кто сохранит душу свою – погубит ю, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия – спасет ю. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. И какой выкуп человек даст за душу свою. И кто постыдится меня и слов Моих в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в Славе Отца Своего со Ангелы Святыми. И сказываю вам, есть некоторые стоящие здесь, кто не вкусят смерти, но увидят Царство Божие в силе». - вот говорит нам сегодняшнее Евангелие, что нам нужно делать. Что нам нужно делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную, чтобы войти в Царство Божье, чтобы нам жить с Богом, жить со Христом. Чтобы слово «христианин» было не названием, а было смыслом жизни, было самой жизнью. Чтобы, действительно, ношение Креста Господня было радостью и счастьем для человека. «Отвергнись себя и возьми Крест Свой» - говорит Господь. Если откроем Евангелие, то увидим, что перед этими словами было сказано? Петр говорил с Господом, и ему Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана, ибо ты думаешь не то, что Божье, а то, что человеческое». Отвергнись себя, отвергнись человеческого, своего, отвернись от себя – вот это от нас просит Господь. И мы думаем, как можно было взойти на тот Крест страшный, Голгофский, тот Крест выдержать за всех нас, за каждого из нас? Выдержать ту страшную боль. Но это сегодняшнее Евангельское чтение заканчивается словами: «Есть некоторые стоящие здесь, кто не вкусят смерти, увидят Царство Божие в силе» - значит, есть такие люди, кто взяли Крест. Люди, которые взяли Крест и понесли свой Крест, который дал им Господь. Отвергнулись от себя, и увидели себя грешными, и увидели ближних своих. Увидели то, что Бог требует от нас, что Бог хочет от нас, к чему Бог призывает нас. Значит, нет ничего невозможного – Христос не ошибается. Христос – Истина, и Его слова – Истина. Давайте задумаемся о нашей жизни. Вот подумаем, все слышали случай, да? Как пожарный ворвался, вбежал в дом, там уже крыша падала. Там кричал ребенок, как сейчас мы слышали детский крик (от ред.- в это время в храме заплакал ребенок), вот так и тогда крик был из огня, страшный крик. И не устоял, побежал в тот дом. Упала балка деревянная на спину, прожгла спину. А он идет и ребенка на руках держит. Он чувствует боль? Он не чувствует боли – вся спина горит, вся спина лопается, а он несет этого ребенка. Вот помню еще случай. Мы очень любим ругать других. Вот мы истинные, а все плохие, все веры плохие. Очень любим. А я помню азербайджанца, мусульманина. Вот нам пример. Интернат, 4-е этажа, землетрясение, всё трясется. Все стоят и смотрят. А он говорит: «А может, там кто-то остался». Вывели уже детей, а он опять говорит: «А может, там кто-то остался», и побежал на 4-й этаж, а землетрясение еще сильнее. И в этом ужасе обошел все комнаты, и никого не найдя, в страхе, не имея сил спуститься вниз по дрожащей лестнице, прыгнул вниз с 4-го этажа. Вот вам пример, человек переломал ноги, получил страшный психологический стресс, реально мог погибнуть, но в первую очередь думал о спасении детей. Вспоминается, что этому человеку было трудно читать Евангелие, он много не понимал. Да, умом не понимал, а в сердце для Бога уже место было. Как нам познать Христа? Как нам познать силу Божию? Как нам, действительно, быть в Истине, не на словах, а на деле – исповедовать нашу веру христианскую? Это - вот эту боль собственную не чувствовать. Как Христос на Кресте не чувствует, как тот пожарный не чувствует, как тот воспитатель не чувствует. Потому что, в это время не о себе надо думать, не о себе, а о том, что кричит ребенок, что там может быть кто-то остался, что кому-то тяжело, кому-то трудно. У кого-то болезнь тяжелая, у кого-то боль неутешимая, кому-то в дом не хочется идти, потому, что там пьяный крик, потому, что там мат стоит. А мы в этот момент судим, мы рассуждаем, мы о себе думаем. И нам больно, потому что, если не отвергнешься себя, не забудешь о себе, не забудешь о своей боли – только тебе будет больно, только ты будешь страдать. А боль можно победить одним – забыться, не думать как Христос – какова же Его боль! Каково ж Его страдание! Каково ж Его лишение! А мы всё рассуждаем… Он четко нам сегодня говорит, ой, как четко говорит, ой, как сильно говорит: «И кто постыдится Меня и слов Моих в роде сем прелюбодейном и грешном – того и Сын Человеческий постыдится, когда придет во Славе Отца Своего со Ангелы Святыми». Как часто мы боимся крестное знамение на себя наложить! Как часто мы боимся сказать ближним: «Сейчас у меня Пост», и нарушаем Пост. Как часто мы боимся о вере своей сказать. Как часто мы боимся сказать: «А Христу это будет больно! Не пей, не ругайся, не ври!» - боимся это сказать, угождаем, отрекаемся от Христа. Отрекаемся от Креста своего. Он говорит: «Кто отречется, кто постыдится, кто побоится исповедовать…» - вот нашу веру надо исповедовать. Надо исповедовать словом, везде должно быть слово: «Не греши, человек. Не обманывай, человек. Не делай злого, человек. Если ты христианин, если ты, вообще, человек». И надо делом, делом подтверждать, что ты Божье дитё, что тебя Бог сотворил. Ты не животное, которое как закон сохранения: «Сильный побеждает, а слабый вымирает» - сильная рыба, или сильный волк, или сильная собака. Нет, у нас не так. У нас выживает тот, кто милосердствует, тот, кто любит. У нас совсем по-другому. Мы люди! Мы люди. И нам Бог посылает – и убогих, и хромых, и несчастных, и больных. Посылает, чтобы мы состоялись как люди, чтоб забыли о себе. Забыли, отвернулись от себя, ушли от себя, убежали от себя, вырвались из своего «Я», и пошли к Богу, пошли с Богом, пошли за Богом. И думали не то, что человеческое - то, что я сейчас хочу, а то, что Божье - то, что Богу угодно. «Кто постыдится слов Моих…» - часто ли мы говорим о Боге? Да, Боже мой, вот после службы мы идем, уже после службы идем – мы о Христе говорим? Мы Евангелие сегодня вспомнили? Да помнится, как вот годы были, когда Евангелие не прочитаешь. И шел мальчишка, юноша, шел под Храм: зайдет в Храм – его же со школы выгонят! Он шел под Храм, и спрашивал бабушек: «О чем сегодня Евангелие было?», и бабушки рассказывали: «Сегодня о талантах было. А сегодня о хананейке было. А сегодня о Кресте Божьем». Вот сейчас каждый из нас вспомнит, какое Евангелие читалось? Задумаемся… Каждый ли раз мы идем и пронизаны тем Евангелием, которое нам прочитал священник на службе, которое нам Церковь Святая дала на сегодняшний день? Или, каждый ли из нас помнит на работу, когда приходит, что мы утром почитали, как мы Слово Божие почитали, и приняли, и исполнили, и в жизнь принесли, и этим Словом других просветили? И этим Словом Жизни давали жизнь другим. Стыдимся… Стыдимся многого. Стыдимся: «Как же так, при нас анекдот расскажут, а я его остановлю этот анекдот. Надо послушать. Надо сочувственно улыбнуться. Надо подговорить. Судят другого человека – а чего мне свое не добавить? Я ж тоже знаю об этом человеке плохое. Тоже знаю. Добавлю свое, и будем вместе судить». А как вместе? Вместе легче в погибель идти. А нужно ли туда, в погибель? Может, каждому к Богу? Может, каждому ко Христу? Может, в Царство Божие, к Силе Его? Может быть, стоять, действительно, смиренно, и сказать себе: «Господи, только говорил о Тебе, но еще не нёс Крест Твой. Еще ни разу не сказал: «Спасибо, Господи! Слава Тебе, Господи за Крест Твой! Слава за боль и за радость! Слава и за лишения и за приобретения, слава за всё, что Ты давал мне!» - А я только своего искал; ни разу в жизни не сделал так, чтобы не похвалиться; не сделал так, чтобы не сказать: «А я ж вот сделал, а я же помолился, а я ж вот помог, а я же вот подал» - ни разу. Просто ведь как возрадоваться – да не я это совсем, да не я здесь совсем, моя молитва, как та миллиардная, триллионная доля, просто один вздох! А Господня воля Всеблагая, Всепомогающая, Всеподнимающая Божья воля, вот она свершилась. И сказать: «Не я», а сказать: «Господь». И просто, отойти и сказать: «Пускай человек Бога хвалит. Пускай Бога вознесет. Пускай Бога примет. Пускай Бога почитать будет. Пускай Богом живет. Пускай за Богом идет». Поражает иногда, как мы проповедуем. Мы сто раз скажем: «Я болел, молился и Бог мне болезнь убрал», но редко мы скажем: «Я ж такой грешный был, и такой грешный сейчас, а Бог мне дает эту молитву произносить. А Бог мне дает дышать. А Бог мне дает любить. И вот, Слава Ему!» Как чудо - похвалим. А ведь главное чудо – это преображение души человеческой, это изменение души человеческой. Какой выкуп даст человек за душу свою? Какой выкуп? – Отрекись от себя, отвернись от себя, убери свое «Я» - вот это выкуп. Выкуп за душу свою. Погубим душу свою ради Христа и Евангелия – спасем её. А сохраним её для себя – потеряем, погубим её. Вот об этом нам говорит Христос. Мы знаем, что нам говорит Крест – это Страдания Христовы, это искупление грехов наших, но это еще и пример любви, когда боль не может остановить. Когда грех всего мира, страшный грех – всё уничтожающий – не может убить, потому что во Христе Любовь, потому что во Христе Истина, и ничто Его не может остановить любить нас, и звать к Себе нас. А нас только одно может остановить – своё «Я», свой эгоизм, самость. Вот это может остановить. Когда вот, как Я думаю, как Я считаю, как Мне угодно, как Я хочу. А может быть, не думать, как тогда Петр о человеческом, а может думать о Божьем? Может, сломя голову, бежать, бежать ко Христу – падать, вставать и опять бежать, жить Христом, а значит, жить, как Он нас учит жить с тем, к кому Он нас послал. С Креста Он не каждому хорошему говорит: «Прости им, ибо не ведают, что творят», а Он всем говорит, обо всех говорит: «Прости, не ведают, что творят». И мы, и те, кого мы судим, и те, кого мы не любим, но кому мы так нужны, ими мы должны жить, жить, неся Правду Божию. Жить, неся милосердие Божие. Жить, неся Любовь Божию. Тяжел Крест, когда Его принимаешь, как обязанность. Легок Крест, когда его принимаешь, как Божий дар, как радость. Вот этой радости всем нам и желаю. Аминь. Радости вам, родные. Это очень серьезно, в этом наша судьба. Мы всё ждем – президент, тот будет или этот, та партия будет или эта. Мы всё ищем, чтобы кто-то решил проблемы наши. А мы всё погружаемся и погружаемся, куда? В грех. Мы всё погружаемся в грех. Вы знаете, сейчас днем включишь телевизор – днем, в 12 часов дня – а там говорят такое, 30 лет назад человек бы сошел с ума. Вот, если б услышал такое по телевидению – сошел бы с ума, просто. И мы всё погружаемся и погружаемся – в пошлость, в цинизм, в хамство, ложь, сребролюбие страшное! Деньги – это всё, цель жизни! Клятвы какие-то принимаем. Какие-то уставы принимаем. А все только об одном думают – власть, деньги! Всё! Больше ничего не надо! Совершенно ничего не надо! Ведь поймите, мы как народ вырождаемся! Мы вымираем! Наши дети уже такое знают, что, вообще, человеку – не то, что там взрослому – вообще человеку не надо знать этого! Это его губит, убивает. И вот тут надо отвернуться себя. Ничего мы не сделаем, если вера, если Христос не станет главным! Ничего мы не сделаем! Если сердце будет вот такое - теплохладное, если мы не сможем отречься, мы не сможем сказать: «Надо сейчас ребенку помочь урок выучить, а я хочу телевизор смотреть. Отрекусь от телевизора. Сейчас буду урок с ребенком учить». Если не можем себе сказать: «Мне семью надо кормить, пойду на любую работу – будет тяжело, трудно, но я буду кормить семью». Если мы не сможем сказать: «Да ввек мне эта сигарета не нужна. Мать болеет, ради здоровья матери откажусь от этого. Жена плачет, внук плачет – откажусь от этой водки, ввек её не выпью, да зачем она?» Мы не можем отречься не то, что от всего себя, а от чего-то частного. От анекдота, от скандала не можем. Семья гибнет – да не надо туда лезть, в эту семью! Свекровь! Теща! Не лезь туда! Дай им самим разобраться! Нет, свое хочется! Своё! А Христос говорит: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене, и будут два в плоть едину» - оставит! Вот у них семья растет – да не надо за них жить, дайте им самим жить, дайте им жить! Подайте молодым пример веры, дайте им пример поста, любви, смирения, дайте им этот пример. А не становитесь богами, которые всё могут решить, и всё могут посоветовать. Евангелие – вот это Правда. Бог – это Правда. Научитесь сами жить по Евангелию. Покажите пример, и пускай, другие живут по Евангелию. Родненькие, отрекись от себя, говорит Христос. И тогда, Христос будет решать, и тогда Христос будет пример. И тогда для веры нашей не будет никакого поражения – она будет всегда побеждать, она будет всегда торжествовать. Никто над ней главенствовать не будет – ни блуд, ни пьянка, ничто не будет затмевать, а вера будет важнее, Бог будет важнее. А значит, жить мы будем так, как людям надо жить. Жить в любви, жить в правде, жить со Христом. Жить, заботясь друг о друге, и чувствуя боль другого, а свою боль забывая. И здравия. Здравие – это главное. Здравие – это когда душа живая. Здравие – это когда душа живет. И с другим жизнью делится, своей жизнью. А не когда мы уже трясемся над собой, всё потеряв – тогда начинаем плакать: «Господи, что же я думал раньше, что же я делал раньше!» Что мы Богу отдадим? Отдадим силы свои, жизнь свою, или одну немощь, которая останется, когда придет час встречи с Богом? Отдадим всю любовь, которая в нас есть или мы на себя эту любовь потратим? Или мы на себя потратим всё, что нам Бог дал? Только в себя жить. Да не получится. Родненькие, вот потому мы все и несчастны. И потому нам тяжело. А Господь ясный путь указывает. Забудь о себе, забудь, отойди от себя, вот он рядом - ближний. Вот он рядом - ребенок, вот ради которого надо жить. Вот, ради этой матери-старухи надо жить. И ты будешь человеком. Родненькие, прошу у вас прощения за эмоции, но рвется сердце. Действительно, как же хочется, чтобы услышали мы Христа. Услышали Христа! Не друг другу доказывали своё, каждый своё, и каждый определял, где хорошо. Да, конечно, каждый определит, что я лучше, я правее, а он виноватее, и он хуже. Конечно, у нас так получится. Но если каждый лучше другого, если каждый хвалит себя, какое же общество у нас будет, как же мы будем жить? Отвергнись себя и возьми Крест свой. Живи, человек. Живи Правдой, трудись, не иди за грехом, не на себя тяни и не о себе думай. «Покайтесь» - говорит Господь. «Покайтесь, приблизилось Царство Божие» - но Он и говорит нам – есть всегда, стоящие здесь, стоящие среди нас, которые уже вкусили Царство Божие – в силе, в правде, и познали Правду Божию. Это те, кто смогли, любя, отречься от себя. Те, кто не спали ночью, те, кто не думали о себе. Кто забывал обо всём, лишь бы другого воспитать, вырастить, накормить, человеком сделать, за другого молиться, за другого жить, жить любовью. Родненькие, каждый определит себе, и каждый скажет: «Смог ли я чем-то в жизни поступиться? Смог ли я от чего-то отказаться?» А если будет положительный результат – сказать себе: «Этого мало, надо больше. Надо от всего себя отречься и жить во Христе». Родненькие, это такая радость, это такое счастье, когда мы не трясемся над самими собой, когда не перечисляем себе обиды, и не доказываем, какие мы хорошие. А когда просто, вот так вот, знаю – там мой ребенок, там моя мать, там мой ближний – я не могу успокоиться, пока ему не станет хорошо о Боге и в Боге. Пускай Бог помогает всем нам. Пускай всех Бог нас согревает. Пускай всем Бог нам дает силы. Помните, Он прошел через Крест, и мы Креста не минуем. Если выбросим Крест – останемся ни с чем. А пронесем Крест – будем жить, и жить вечно. И жить вечно, и любить вечно. Божией помощи вам и радости, родные. Береги вас Бог. Аминь. В чем правда веры? Когда эта вера человека другим делает. Вот так – лежал лицом вниз, встал и поднял лицо к небу, а значит, к ближнему своему, ведь каждый из нас – это целая Вселенная, это целое Небо. Повернитесь друг к другу, как Христос ко всем нам повернулся, и живите друг другом, любите друг друга, и тем исполните Закон Христов. Аминь. |