КАК СОХРАНИТЬ ЧТО ДАЕТ НАМ БОГ?

(Ев., Мф., XIX, 16-26, проп. от 15.08.2010г.)



Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

   Каждое утречко, когда еще тихо, мы в тишине становимся перед иконой Господней, становимся перед Самим Господом, и начинаем свой день. И начинаем день простыми, такими незамысловатыми, такими ёмкими словами, произносим: «Боже, милостив буди мне, грешнику». Вот так начинается наш день. И просим мы у Бога одного – милости. Просим милости, чтоб Его любовь снизошла на нас. Чтобы не строгая воля, не строгий суд, а любовь Божия милующая, спасающая Божья любовь снизошла на нас. Потом начинается наш день и мы живем, и находимся под этой милостью Божией -каждый из нас. Каждый из нас. Бог дает нам. Бог дает нам и свет, Бог дает нам пищу, Бог дает нам дышать, Бог дает нам человека, Бог дает нам работу, Бог дает нам всё. Бог дает нам отдых, и Бог дает нам радость. И мы живем, созданные по образу и подобию Божию. И что, казалось бы, нам надо делать? Нам надо делать тоже самое - оказать милость. Оказать милость. Бог нам дает Свое великое – Бог нам дает жизнь, без остатка, всё нам дает. Всё, что нам нужно, каждому из нас, что нам необходимо, что мы просим у Него, и то, что мы не просим, о чем мы даже и не знаем, что нам необходимо. Он всё равно дает нам. Бог дает нам красоту, Бог дает нам здоровье. Бог дает нам поболеть, Бог дает нам быть одним, Бог дает нам быть в пучине жизни, в житейском море, Бог дает нам родиться человеком, состояться человеком, а значит – идти за Ним. А значит, быть таким, как Он. Значит, идти за Христом. Значит, научиться любить. Значит, научиться достигнуть Царства Божия. Что такое Царство Божие, родненькие? Это Царство где не будет своего, где будет только Божие.

   Мы с вами попробовали в прошлом веке жить общим. Что у нас получилось? Попробовали построить коммунизм. Попробовали так жить, чтобы всё было у нас поровну, чтобы всем хватало. Чтоб у всех хватало, чтобы всем было хорошо. Никому не хватало. Стали мы обманывать, стали мы приписывать, стали мы воровать, стали скрывать, и жизнь превратилась в ужас. А почему? Очень просто. Потому что это все мы хотели сделать в себя, в свою гордость. В свою гордость, и сделать это решили без Бога. Без Его примера, без обращения к Нему, без следования Его воле. И всё получилось так, как нам известно. Вот сколько нас там? Двести миллионов было? Вот так и получилось – двести миллионов богов. Каждый сам себе, и каждый о себе, и каждый свое. И каждый стал искать заслуг. Вот сделает малость – на субботник выйдет или просто выполнит то, что надо на работе – и уже требует, требует своего. Начали мы спорить, начали доказывать, кому больше права на доске почета быть, кому больше права премию иметь, кому первое место занимать, а кому грамоту получить. Стали мы соревноваться. Но соревноваться не честно, отдавая себя, жертвуя собой, а требуя себе. И что получилось? Вот это же там воспитывалось безбожное время, которое сейчас у нас. В безбожии воспитанное время. Мы не изменились, родненькие. У нас больше возможности взять и урвать, больше возможности отхватить. Но и больше ведь дает Господь возможности молиться и поделиться, помочь. Вот сейчас в это время мы, каждый определяется, куда он идет. Идет ли он туда, где не будет своего? Где нужно всё, что Бог дал – отдать, вернуть в Царство Божие, в Царство Любви, где только Его воля, воля Божия, святая воля.

   И как нам всем сейчас в назидание, как нам всем сейчас в просвещение, звучит этот Евангельский рассказ о том, как Христос встретился с юношей. И юноша добрый был, хороший, чистый человек был, и стал спрашивать Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» А Господь говорит: «Соблюди заповеди, которые Я дал тебе», и стал юноша спрашивать: «Какие заповеди?», и отвечает Господь: «Не убий, не укради, почитай отца и мать своих, не прелюбы сотвори, и люби ближнего своего, как сам себя». Он говорит: «Всё это я сохранил от юности своей, что мне еще не достает? Что мне еще нужно сделать?» И говорит Господь: «Пойди и раздай свое имение». И опечалился юноша тот, ибо весьма богат был, и отошел от Христа. И больше мы не слышим в Евангелии никогда об этом юноше. Какова его судьба? О чем он опечалился? И мы думаем: «Боже мой, как ведь страшно». Человек на богатство променял жизнь вечную. А Господь не так говорит. Господь не делает выбора между богатством и жизнью вечной, Он говорит, что трудно богатому войти в Царство Божие. Легче верблюду войти в игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное. То есть, тяжело войти. «Игольные уши» - это улочки в Иерусалиме, узкие-узкие такие улочки были. И там верблюд еле-еле протискивался. И вот так и нам будет тяжело, когда мы богаты, а богаты, родненькие, мы все. Нет бедных. Бедный – это человек, который считает, что всё, что у него – это от Бога. Добро ли в его сердце, смирение в его сердце, милосердие в его сердце – это от Бога. Бог дал, Бог должен взять, Богу нужно вернуть. Вот юноша говорит: «Это я всё сохранил», смотрите, он признает – не приобрел, не достиг, а – «Ты мне это дал «не украсть», а Ты мне это дал «не убить», а Ты мне дал - «быть целомудренным», «почитать отца и мать своих» - вот Ты мне, Бог, это дал – я это сохранил, я это сберег». Юноша лучше нас! Как мы любим хвастаться! Какие мы целомудренные, какие мы не как вон тот человек! Как не тот пьяница, не тот вор, не тот матерщинник, мы лучше! А мы ведь не знаем. Никто из нас не знает, если бы вместо нашей жизни нам дали жизнь того несчастного – как бы мы эту жизнь прожили, как бы мы те же трудности прошли? Хорошо, когда у тебя отец и мать, бабушка и дедушка, и дом полный, всего полный, и тебя с детства всему учат. А когда у тебя ни отца, ни матери, и ты из детского дома вышел, и в детском доме тебя учат везде воровать, и в детском доме тебя учат бить, тебя учат за себя постоять. А потом из него тебя выкидывают на улицу, и у тебя ни жилья, ничего, и ты идешь в ПТУ, и тебя там тоже учат. А кто бы из нас такую жизнь выдержал, каждый подумай – устоял бы он? Смог бы он сохранить то, что ему Бог дал.

   Бог нам дает. Если мы сохранили, то надо сказать: «Слава тебе, Господи, что ты не послал мне испытания. Слава тебе, Господи, что я смог это сохранить - Твоей милостью, Твоим добром, Твоей любовью». Это знаете, хорошо сейчас в наше время, когда хлеб есть. А тогда, во время войны, во время голода – как мы сейчас все такие гордые стали – ни к кому не подойди, никому не скажи. Каждый сам за себя, слова грубого не скажи. А тем более кусок хлеба взять. А ведь надо его, этот кусок хлеба дать. Надо его дать. Вы представьте себе, если бы так, как вот мы сейчас живем – во время войны люди жили. Была б та победа? Да нам бы к тем 27 миллионам еще б 27 миллионов от голода б умерли. Потому что прятались бы, ехали, свои деньги куда-то складывали, прятали бы всё.

   Когда врач не хочет лечить без того, чтобы деньги не взять. Когда милиционер не хочет защитить, чтобы денег не взять. Когда учитель не хочет учить, чтобы денег не взять. А тогда человек шел, дома дети пухли, а он шел лечить и защищать, он шел от своих детей - там десять было детей, в той деревне они лебеду ели, они из крапивы суп варили – а он шел Родину защищать. Он шел отдать самое дорогое – жизнь свою отдать. Господь нас и учит, Господь нам и говорит: «Тебе Бог дал, и ты отдай». Тебе Бог многое дал, тебе Бог дал не стать наркоманом, дал не спиться, дал не свороваться, тебе Бог дал остаться человеком. Вот и будь человеком. Будь человеком. Поделись своим богатством. Это не значит, что ты дом продай и всё. Есть у тебя дом? Пускай этот дом будет наполнен радостью, здоровьем, счастьем. Пускай всякий, кто живет в нем будет счастливым. Есть у тебя работа? Пускай эта работа принесет плод. Пускай это будет не только погоня за личным благополучием. Не только погоня за деньгами. А пускай это будет польза от работы. К тебе пришел человек, ты не смотри на него, как на источник своего богатства, а ты смотри на источник своего спасения. Ты его вылечишь, ты его накормишь, ты его оденешь, ты ем поможешь, ты его научишь. А тем самым спасешься. Ведь ты отделишь частичку своего сердца, частичку своей жизни, частичку своего добра - ты поделишься, ты раздашь. А юноша всё сохранил. Малое осталось. Вот то, что сохранил – нужно теперь в жизнь превратить, нужно теперь раздать, нужно теперь умножить. Вот это нужно сделать. Но у нас как сложены отношения? Как от человека нечего взять, как от человека нечего получить? Мы уже к нему – и быстрей-быстрей. Мы уже «быстрей-быстрей» и «мимо и мимо», и «устал, и не могу, и не хочу». А ведь надо же по-другому, родненькие. Вот это же вторая сторона, вот это же богатство. Дано ж нам здоровье, дано ж нам добро, дано ж нам доброе сердце. Да зачем хвастаться, да ведь это дано? И зачем думать, что ты лучше других? Лучше станешь, когда забудешь о своем «лучше», когда жизнь свою посеешь. Посеешь, как вон то зерно дали хлеборобу. Он не набил житницы, он не набил карманы, не только для себя. А взял то зерно и в землю бросил. Вот тогда всё, что есть у нас – и тепло, и ласка, и нежность, и заботливость, и прощение - когда мы это всё раздадим, а эту денежку потратим не на себя, а потратим, чтобы помочь, на семью потратим, на детей потратим. Вот когда вот это всё раздадим, вот тогда мы лучше станем. Когда не будем думать: «А у меня брюки лучше другого», не будем смотреть, какая у кого машина, а будем думать о том, что жить надо. Жить надо сердцем, жить надо любовью. И не печалиться, когда что-либо теряем. Когда потеряли время, когда не посмотрели сериал, серию пропустили – не страшно! Не страшно, если поздно ночью легли спать! Не в девять, а в два часа ночи. Не страшно, если пришлось рано встать. Не страшно. Не страшно, если где-то просквозило, когда спешил куда. Это не страшно. Надобно нам всё в жизни претерпеть. Но надо и людьми остаться. Надо за Богом идти. Надо действительно раздать то, что Бог дал. И не печалиться об этом. Не печалиться. И тогда, какие бы узкие не были пути в нашей жизни – всё равно пройдем. Потому что за Ним будем идти. Вот голодный верблюд. Голодный верблюд пройдет по этим игольным ушам, потому что он пойдет за тем, кто ему пищу дает. Если сытый – он приляжет, он богатый, не пройдет туда, застрянет – и тяжело, и страшно там в этих улочках. А голодный он увидит - вот там еда, там пастух, там Тот, кто накормит, там наш Пастырь, Христос. Кто наш Кормчий? Христос! Кто нас кормит, кто нам жизнь вечную дает? Кто нас Своим Телом и Кровью питает? Христос! И как бы ни было, если мы на Него посмотрим и скажем: «Не могу без Тебя, Господи! Погибаю без Тебя, Господи! И что у меня есть – это всё Ты мне дал! И многое я не сохранил, не сберег, Господи!» Но последнее, что есть, может быть, просто возможность послушать, может быть, просто не перебивать другого, может быть, просто обнять другого и сказать: «Брат, я буду с тобой в твоей боли, в твоей лишенности. Я уже не могу дать тебе на операцию, я уже не могу много сделать, но я буду рядом. Я просто буду с тобой всегда. И я буду счастлив только, когда тебе станет лучше».

   Брат мой, сестра моя! Как Бог, израненный ради каждого из нас, терпит эту рану, как ради каждого из нас – никого не минует. Мы проходим мимо, а Он не проходит мимо. И вот когда Христос станет главным, и вот когда Христос станет основным – мы сможем всё преодолеть! Всё пройти потому, что будет жить в нас Христос, правда Божия. И тогда всё – и малое в том, и великое в другом, что Бог дал – оно произрастет, оно измерится, оно вырастет мерою великою, как тесто. Не положишь закваску – оно не взойдет. Так и мы, если верой себя не согреем, если к Господу не обратимся – не выйдет наша жизнь, не получится. А как же мы хотим. Как же мы хотим, чтоб эта жизнь вошла в жизнь вечную, чтобы эта жизнь продолжилась в жизни вечной. Как же мы хотим спасения души и Царства Божия. Малость надо. Надо научиться, научиться прощать и понимать, и надо научиться отдавать. Надо научиться отдавать. Там нам не дадут право друг друга вырывать, и друг перед другом хвалиться. Там уже не будет выбора. Выбор мы сделаем здесь. Что выбираем? Любовь или зло? Бога или пустоту, дьявола? Что мы выбираем? Выбор сделаем здесь. И пойдем к Богу, пойдем к Нему. Родненькие, ведь каждый день, каждый день мы просим милости, и Бог показывает нам милость. Мы сейчас здесь стоим и молимся. Бог мог забрать нашу жизнь этой ночью. А мы здесь стоим и молимся. Мы стоим друг к другу рядом. И Бог говорит: «Вот посмотри, рядом с тобой брат твой, рядом с тобой сестра твоя. Отдай. Отдай свое внимание, отдай свое тепло, отдай свою любовь. Я тебе, - говорит Господь, - оказал милость. И ты окажи её. Не жалей своё. У тебя нет ничего своего. У тебя всё Божие. И тогда это Божие вырастет. Вырастет, поднимется, и плод принесет сторицею». Да, радости вам, родные. Любви вам, родные. Милости Божией и милости друг ко другу. И пускай этой милостью сердце каждого наполнится. И не будем жадными, но будем добрыми, и будем милосердными, и будем милостивыми, и будем любящими во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь. Посвятить себя, отдать себя, отдать то, что есть – это трудно. Но так устроен человек. Так он устроен человек. Упал в грех, у нас растет самость, у нас растет эгоизм. И лучшая борьба с эгоизмом – это умение делиться, это умение отдавать, это умение победить в себе свою жадность, родненькие. Как часто бывает. Первая мысль пришла какая? «Вот пойду и отдам. Вот пойду и отдам - вот эта купюра там в книжке спрятана большая лежит. Или пойду вот это пальто отдам, тому, кто в Погорелице, или кому тяжело или трудно. Или пойду поделюсь своим временем». А потом дальше наступает: «Нет». Следующая мысль какая? «Да нет, вот эту не буду отдавать, дам по меньше. И это пальто не буду отдавать, дам вон то, по старше, по хуже. Да и времени, наверно, нет. Столько забот у меня, столько проблем». Хочется сказать одно единственное, послушайте первую мысль. Самую первую мысль. Вот то, что пришло. Трудно преодолеть себя, но послушайте первую мысль. И потом увидите, что произойдет. Когда отдадите то, что дорого, вы увидите, как Господь вам даст. Когда оторвете от себя – вы увидите, как Господь даст. Как оно вернется сторицей. Как оно придет. Но и это не главное. А главное – ощутить в сердце благодарность Богу. Слава Тебе, Господи, что Ты мне помог. Слава Тебе, Господи, что Ты мне помог преодолеть себя, победить в себе свое «Я», что Ты мне дал силы оторвать вот это временное. Купюра она всё равно когда-то сгниет, любая купюра сгниет, и пальто сносится, и время уйдет. А вот вечность и любовь останутся. Будем же жить этим – вечностью и любовью. И не будем отвергать совет Божий, а совет Божий всегда впереди. Это совесть, которая нам говорит: «Живи, как Христос велит». Живите, как Христос велит. Будем жить, как Христос велит. И Бог в помощь всем нам, береги вас Бог.

Аминь.



Comments