КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ?

 (проп. от 04.12.2010г.)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

 

 Привели святые праведные Иоаким и Анна трехлетнюю Пресвятую Богородицу в Храм. И оставили Её в Храме, и была Она при Храме до 15-летнего возраста в рукоделии, в изучении Слова Божия, в молитве. Вот краткое содержание сегодняшнего праздника. Казалось бы, что здесь? Событие - привели в Храм, оставили, учили ребенка. А Церковь говорит: "Это начало нашего спасения". Начало нашего спасения. Нашлись люди, которые не своего искали, а Божьего искали. Нашлись люди, вот смотрите, в чем святость этих людей? В родительстве. Родили и дали Богу, и воспитали в вере Богу. Вот святость.

 Мы говорим: "Святой молился", мы говорим: "Святой отдал жизнь в мучениях Богу, веру свою исповедал. Управлял народом Божьим". Много святых в земле нашей, но есть они - святые Иоаким и Анна. Их святость в том, что они дитя свое вырастили, дитя свое воспитали в вере. Вот и нам надо задуматься сегодня, как мы идем в Храм и как мы в Храм ведем детей своих. Как мы приводим к Храму? А к Храму - это значит, к Богу. Ибо Храм - это место, где ничему больше нет места, только как поклонению Богу. Это место молитвы, это место, где всё житейское отходит. Молиться можно везде и вся, можно и в ночи, и во дни молиться. Можно и в степи молиться, и в трамвае молиться. Можно везде молиться - в больнице и в темнице. Везде. Но есть особое место, где только молиться нужно. И сегодня каждый из нас спросит, каждый себя спросит, зачем он пришел в Храм? Только не хваля себя, только не превознося себя. Потому что, всякий хвалящий себя - его Господь принизит. А всякий себя унижающий ради Бога, ради Евангелия - тот возвысится. И это правило незыблемое. Как мы живем? Возносим себя или перед Богом смиряем себя? Унижаем себя - лучше ниже перед Богом, тогда выше будем в Царствии Небесном. Потому что Царство, оно Небесное, туда выше. А кто здесь летает высоко - тот может что? - ой, как сильно упасть. И вот так вот, посмотрев на себя искренне, посмотрев на себя правильно, открыто и строго, мы должны спросить: "А зачем мы идем в Храм?" И окажется, что некоторые из нас идут в Храм, как в больницу: заболело что-то - в Храм, болит ли что, тогда Богу молитвы возносим. Ни-ни не в другое время. А покаяние? Нагрешил - вот у меня болит что-то, значит надо пойти покаяться. А разве просто так не надо каяться? Разве не надо вот так, в любой момент приносить Богу плоды покаяния. Приносить Богу покаяние, раскрыть сердце свое, и выбросить из него грязь греха своего. А кто-то идет в Храм, как в клуб. Где еще поговоришь? Где тебя выслушают? Где с тобой пообщаются? Идет человек в Храм, как в клуб: вот тут посидим, вот тут посудачим, вот тут всех обсудим, вот, выйдем на улицу, походим, еще раз всех обсудим, пожалуемся на тяготы жизни своей. А Храм - место молитвы. Храм - это место молитвы. А кто-то идет в Храм, как в прокуратуру. Надо пожаловаться на обидчиков своих. Надо пожаловаться. Богу пожаловаться, как тяжело мне жить, меня никто не слышит, никто меня не понимает. Никто меня не жалеет, никто меня не любит. Пойду Богу пожалуюсь. А может, за этого кого-то, помолиться надо? Может, Господь ищет нашей молитвы, ждет ее, внемлет нашей молитве? А мы приходим с жалобой. А кто-то идет в Храм, как в бюро по трудоустройству. Трудно, тяжело, нет работы. Не покаяться, не помолиться - а искать себе, как хорошо пристроиться в жизни. Кто-то идет в Храм, родненькие, как в магазин. А кто-то идет в Храм, как в банк. В магазин – вот, чтоб у меня всё в доме было. А в банк - чтоб у меня денежек побольше было. Попрошу у Бога. Вы посмотрите, что твориться у нас на Пасху. Мы такие все всегда умиленные, как много людей пришло в Храм на Пасху. А вы посмотрите, что там лежит рядом с куличами? Что там лежит? Там нож лежит, там деньги лежат, там бутылка водки стоит, там кусок колбасы, такой жаренной, сальной колбасы лежит. А что надо освятить? Яичко - это что? Знак Воскресения, это знак Жизни. Хлеб - это что? "Хлеб наш насущный дай на этот день" - мы каждый день молимся. Посмотри, что у людей лежит? Значит, идут, как в ресторан: "Сейчас вот освятим, и пить будем". Значит, идем деньги освящать! "Деньги - кесарю, - сказал Христос, - а сердце Богу". Жизнь Богу отдай. И в Храм надо идти, не вон там, стать на улице, и всё разложить на газетке. А надо в Храм зайти. Скажем: "Места мало". Да, на Пасху места мало, всем не хватит. А сколько этого места у нас каждую службу есть. Каждую службу. Найти это место в Храме, стать, смириться, голову наклонить, и покаяться.

 Вот пусть каждый себя честно спросит, когда мы идем в Храм? Когда у нас всё благополучно? Воздать Хвалу Богу? Когда мы идем в Храм? Когда душа рвется к Богу или такого не бывает у нас? Или только страхом нас можно загнать? Или болезнью загнать? Или потребностями, чего у нас не хватает - в Храм войти? А потом посмотреть, как идем мы в Храм, посмотреть, как мы детей своих ведем в Храм.

 Детей своих в Храм вести надо тогда, когда к груди мать берет своего ребенка! Когда отец из роддома забирает! Вот тогда надо начинать вести в Храм! Не обмывать рождение сына, а ждать встречи с сыном! У нас так бывает - на год мужчина забывает, что надо ребенку душу отдать, молитву, сердце свое отдать. Он год празднует! А мать одна! И мать думает о том, как тяжело ей, как бы быстрей бабушке спихнуть, а не думает, какое у меня молоко, мамонька, будет - перегоревшее злобой, завистью, осуждением? Или это молоко будет молоком любви. Молоко теплое, живое молоко, твое молоко, груди твоей. Она Христа вскормила. И мы на каждом Евангелии говорим: "Вот, блаженна Та, которая Христа вскормила"! Кого мы вскормим? Кто вырастет у нас? Начинаем тогда думать, когда он уже к сигарете тянется. Начинаем тогда думать, когда он уже вино пробует. Не думаем о том, что смотрит дитё, что слушает дитё, где ходит дитё. Для нас как часто, и как важно для нас доказать друг другу, кто прав. И то малое, да посмотрите ж на дитё малое. Посмотрите ж, какие ручки, какое личико. Посмотрите ж, какое сердечко чистое, посмотрите ж на эту невинность. Мы спрашиваем, какая икона самая чудотворная? Дитё малое - вот это икона самая чудотворная! Вложишь в неё душу свою, отвернешься от греха, поймешь, что нельзя входить туда, где дитё малое, с грехом. В ту комнату не входи, в жизнь ту не входи! Там оно - чистое, непорочное, там оно беззащитное дитё это малое. Заходим - ругаемся, спорим, телевизор включаем, анекдоты рассказываем, в карты играем, за стол всех усаживаем, водку на стол ставим! Это дорога к Храму?

 Это дорога к Храму? Отец ребенку развратные картинки показывает. Дошли уже до такого. "А что?- это естественно!" Воспитатель в детском доме говорит, дитя привезли, начали его учить одеваться – а он не понимает, он думает, что по дому надо ходить неодетым - так мама и папа себя ведут. Пришлось видеть ребенка, который вилки не видел, ложки не видел, с тарелки, как собака, слизывал. И воспитателям в детском доме пришлось его учить, что нужно ложку держать. А ребенку тому 11 лет! Кого ведем в Храм? Как ведем в Храм?

 В Храм привести - это свою душу Храмом сделать, это свою душу местом для Бога сделать. Это свою душу так очистить, чтоб ребенку от неё ни капли грязи не досталось. Ни капли грязи. Только доброе было. НИКОГДА отец, мать при ребенке не должны ругаться. Слабые? Хочется сильно ругаться - как ту водку пить хочется, как обсуждать хочется - выйди на улицу, в темноту выйдите и бейтесь. Ребенка не соблазняйте, ребенка не уродуйте, ребенка не совращайте. Всё доказываем, какой батюшка лучше, всё доказываем - папа или мама лучше, всё доказываем друг другу, куда кому идти. К Богу идти! В Храм идти! Сердце свое чистить, душу чистить.

 Что Она делала в Храме? К чему привели Её, Богородицу? Отец и мать к чему привели? К рукоделию привели. Это то, чего мы больше всего боимся. Не дай Бог наше чадо ведро мусора вынесет. Не дай Бог наше чадо посуду помоет. Не дай Бог наше чадо веник возьмет в руки. А потом получается: "Сынок, помоги!", а сынок только брать научился, сынок только требовать научился, сынок только выпрашивать научился, сынок только вот так, за грудку брать: "Мама, дай!". А надо его вот как научить: "Сынок, ты маме должен. Пойди, бабушке отнеси кусочек хлеба. Маме тяжело по улице идти. Иди, неси. Бабушке помоги, проведай, там волки будут, там всё встретится, а ты иди к старухе принеси кусок хлеба". Вот та мать, которая научит и старуху жалеть, и отца слушать - не своего искать будет. Что ж мы дошли до такого? Папа на маму настраивает, а мама на папу настраивает. Всё мы думаем о ребенке что, как мы его настроим, против кого, того он не любить будет, а меня любить будет. Да нет. Он станет хуже ребенка, он станет царем над вами, который будет вами пользоваться, который вами будет руководить. Который будет говорить: "Да, мамочка, ты правильно говоришь на папочку. Да, папочка, мамочка у нас не хорошая". Вот, и папа не хороший, и мама не хорошая. Кто же хороший, если самый ближний не хороший? Жизнь наша идет, родненькие, не навреди, не запачкай. Душа детская - это самое святое, что есть в жизни нашей. Это самое чистое, что есть в жизни нашей. Еще совсем маленький ребенок ваш - всё равно, никогда не ссорьтесь! Всё равно, смотрите на всё, чтобы оно было чистое. Жизнь в доме чтобы была чистая, чтобы было убрано, помыто всё. Чтоб ребенок к грязи не привыкал.

 А вот отчего у нас в подъездах грязно? Вот скажите. Да он же дома привык, что никогда не убрано, бутылки стоят - у него дом хуже подъезда. Разве он в подъезде не будет плевать и бросать? Разве он в подъезде не будет сорить? Подъезд - это ж улица. А надо так, чтоб в доме чистота была. Тогда подъезд началом дома будет. Как у тебя чисто в жизни, человек, так и в дите твоем чисто будет.

 Вы родили ребенка - забудьте о гулянках. Родили ребенка - забудьте о пьянках. Всё. Как спросишь человека: "Когда хватит гулять?" - "Гулять никогда не надо". Никогда не надо. Но когда у тебя дитё, когда оно уже у тебя есть, то тогда Бог взывает: "От всего отвернись, от всего уйди. От своего "я" уйди, от эгоизма уйди". Всё идем, жалуемся на Исповеди, какой муж плохой, какая жена плохая, какая мать плохая. А подумаем о себе. Да, можно спросить, и можно сказать. Иногда больно бывает, что тебя, человек, не понимают. Но посмотри, что ты при ребенке делаешь? Как ты себя ведешь? Или говоришь: "Отойди от меня, мне это не важно" или говоришь: "Господи, давай займусь, книжечку ему почитаю". У кого, какие дети смиренные и послушные? Да те, которых не отталкивают в сторону, а которым книги читают, и сказки на ночь рассказывают, и которым время уделяют, и которых к труду приучают. Научится ребенок сказку слушать, книжку мудрую - вот потом и будет слушать то, чему в Писании его учить будут. Он слушать научится.

 Чему учили Богородицу? Священному Писанию, рукоделию, Священному Писанию. Но самое главное, чему Её учили? Молитве учили. Молитве учили. Где добрые нравы? Там, где мать стоит перед иконами и молится. Говорят, что ребенок еще малый, еще не может стоять. А он с игрушками играет. А он рядышком находится, на полу сидит. Он видит, что мать не по телефону другого человека обсуждает, а она перед иконой стоит, Богу молится. А самое главное в воспитании, родные, это не слова: "Не обманывай", а сам тут же по телефону обманываешь. "Не ругайся", а сам тут же с матерью ругаешься. Не слова главное. Слова человек не послушает. А пример главное. Если слово у тебя с делом совпадает, человек. Слово с делом. Можно надеть на себя крест и при этом пьяным прийти. Как ребенок к Кресту относиться будет? Спрячь тот Крест, а еще лучше - никогда не позволь себе подойти к ребенку с этим запахом. Никогда! Оно святое, оно дитя чистое! Оно - икона Божья! И вот, родненькие, должны мы себя спросить. Должны спросить со всей строгостью. Господь милует. Господь милует. Мы говорим, почему Бог попускает? Столько плохого на земле Бог терпит. Да вот потому, что терпит. Потому что дает нам каждому время не для того, чтобы мы свои проблемы решали. Не для того, чтобы хвастались и осуждали. Не для того, чтобы оправдывались. А Бог дает время, чтобы мы покаялись. Чтобы мы взмолились Ему и чтобы мы возлюбили. Возлюбили друг друга, и чад своих малых возлюбили. И жизнь такую устроили, чтобы они думали, что жизнь может быть только чистой. Такой она только и должна быть. И стремиться к этому мы должны. И вот, родненькие, давайте каждый себя строго спросим, как мы живем, как мы идем в Храм, и каковы мы для детей наших? Какие? Только спросим по-настоящему. Не так, не похвастаемся. Потому что, вырастет то дитё, поднимется то дитё, и будет не такое, как мы хотели. Не такое, как мы хотели. А надо Волю Божью искать, и по Божьи жить.

 Родненькие, сегодня поздравляю вас с праздником. Этим, таким детским, праздником. Праздник - он для детей. А для нас - и праздник, и раздумье о жизни нашей, о нашем пути в Храм, и о нашем отношении к детям нашим. Береги вас Бог, и радости вам. Аминь. И всех мам сегодня поздравляю. Поздравляю с праздником Самой главной Матери на земле - Божьей Матери. И родные, поймите, поймите одно. Радость самая большая в жизни, когда дитё твое с Богом. Когда твое дите не пройдет мимо сироты, не пройдет мимо больного. Когда дитё твое только думает о том, как жить по Божьи. Вот это самое главное. Многие думают, что одеть хорошо, и образование хорошее дать – это и есть самое главное. Надо, и это надо - и одеть, и образование дать надо. Но, родненькие, самое главное, это воспитать дитё такое, так дитя свое воспитать, чтоб оно всегда с Богом было. 


Comments