МИЛОСЕРДИЕ (Ев., Лк., X, 25-37) Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа Вот человек впал в горе, впал в разбой, впал в поругание, впал в уничижение, впал в боль – страшную, физическую боль. Самое страшное – остался один, один и брошенный. Когда у нас болезнь и есть кто-то рядом с нами – легче переносить эту боль. Но когда одиночество – то боль удесятеряется, боль становится невыносимой. Впал человек в эту боль, впал в это отчаяние, в оставленность впал. Шел мимо священник – посмотрел, пошел дальше. Шел мимо и левит – человек начитанный, человек знающий Слово Божие, знающий Закон Божий – посмотрел, повздыхал и пошел дальше. Шел самарянин – подошел, поднял, обвязал струпья его бинтами, промыл раны вином, взвалил на свой скот, привез в гостиницу. Привезя в гостиницу, дал денег хозяину гостиницы и сказал: «Если ты потратишь денег больше – я возвращусь и тебе всё возмещу». И человек, который спрашивал Христа: «Как спастись?», и тут же сам отвечал Христу: «Соблюди Заповеди Божьи, люби Бога и ближнего», он дополнительно задал вопрос: «А кто же мой ближний?». Христос спрашивает после рассказа этой истории: «Кто же ближний, впавшему в разбойники?» Кто же? Тот, кто оказал милость. И вот слова Христа: «Иди, и ты твори такожде». Делай вот также. И вот, в нашей жизни, каждому из нас Господь говорит именно это: «Иди и поступай вот так». И у нас всегда возникает вопрос… Мы знаем эти слова, что надо проявить милосердие. Не смотря на все преграды между нами. Они даже общаться не могли – тот, кого побили и самарянин. Они даже и разговаривать между собой не могли. Как у нас сейчас, знаете, люди разных партий, разных политических течений, иногда доходят до такого… да что там течений – наций даже – доходят до такого, что не хотят общаться друг с другом. У нас сейчас уже дошло до такого, что сказать там «москаль» - это уже что-то страшное, что-то оскорбительное. Ну, не у нас, а в некоторых областях. Это страшно. А тут, этот самарянин не смотрит ни на какие различия, он видит человека. Видит человека, которому больно и который одинок. Больно и одиноко! И он подходит к этому человеку – но не просто подходит, не просто сочувствует, а всю свою любовь отдает ему. Всю! И материальную помощь, и душу свою отдает ему. Он переживает, он вживается в этого человека. Он видит его страдания, он видит его боль. И он этой болью болен. Ведь посмотрите, что делает этот самарянин! Милосердный самарянин – как он вошел к нам в историю. Он милость проявляет. Милосердие. А что такое милость проявить? Это забыть о себе и то, что бы хотел себе – отдать другому. Чем поступился самарянин? Он поступился временем, он поступился положением, он поступился деньгами, он поступился теплом. Но он ничего этого не считает, потому что вот он – и есть человек. Мы часто думаем: «А чем мы отличаемся от животных?» Мы такие грехи творим, что иногда страшно говорить на Исповеди. Иногда люди всю жизнь исповедуются, а такой грех боятся назвать. И уже, когда приходишь к больному, тяжело умирающему, он говорит: «Всю жизнь исповедовался, а вот этот грех только сейчас решился назвать». Но чем же человек отличается? Да, иногда трудно назвать грех, практически невозможно назвать грех, даже доверяя священнику, один раз переступить себя и назвать этот грех. Но всё-таки, бывает, человек не успевает, не говорит этот грех, что же с ним происходит? Попадает ли он в ад и страдает ли он в аду? Нет, родненькие, не страдает, если он был милосерд. Если, казалось бы, когда-то упал, когда-то потерял всё, когда-то став животным, он встает и становится человеком, просто человеком – а значит, милосердствует, значит, поступает как вот тот самарянин. Не имея ни звания, ни имени, ничего в себе, а просто: «Я – человек, а значит, я не могу пройти мимо. Значит, я не могу сказать «у меня нет времени». Значит, я не имею права сказать «у меня нет сил». Значит, я должен остановится, подойти, и отдать то, что у меня есть». Это не всегда бывает «деньги», это не всегда бывает «много». Иногда бывает – просто помолчать. Просто помолчать и услышать того человека, которому некому выговориться, которому некому открыть душу свою – помолчать, выслушать, и не сказать свой суд. Не сказать свой суд, а быть милосердным. Быть честным перед этим человеком, просто быть честным, быть самим собой. Что такое «быть самим собой»? Если ты говоришь, что ты честный, но при этом продолжаешь врать, то ты не честен, то ты вот тот другой. Если ты говоришь, что ты милосердный, а на самом деле говоришь: «Не время мне сейчас, в другой раз проявлю милосердий» - то ты не милосердный. Если ты говоришь, что ты добрый, а прячешь и жадничаешь…. Если ты говоришь, что ты искренний, а судишь и осуждаешь – то посмотри каков ты…. Жизнь наша и показывает, что в лжи – надо прекратить лгать, тогда ты будешь честным. Что в милосердии надо милосердствовать, тогда ты будешь милосердным. Что надо прекратить осуждать, судить, а надо быть искренним, открытым… Казалось бы, простой рассказ. Сколько сейчас ученных, сколько сейчас пророков, изобретателей чудодейственных лекарств – реклама, реклама, реклама. И для нас вот этот рассказ о милосердном самарянине становится обыденным. Прослушали и забыли. А в нём ведь суть. В нём – содержание жизни. Будешь любить? Отречешься от себя? Оторвешь от себя частичку времени? Просит тебя человек – пойдешь к нему навстречу? Дашь ему то, что он у тебя просит, в этой боли, в этой оставленности? Тогда ты спасешься. Спасешься, потому что Бог спасает людей. Не животных, трясущихся за свою жизнь, за свое здоровье. Не тех, кто только думает, как протянуть эту жизнь – день, два, еще на 10 лет больше! Или как в этой жизни получить славу, чтоб меня все хвалили, как перед людьми создать свой образ, как изображать себя лучше других! Нет. Надо просто стать человеком, милосердствующим, живущим милостью, любящим. Нам Бог дал это великое качество – любить. А любовь проявляется в деле, только в деле. И сколько бы горя в нашей жизни ни было, куда бы мы не попадали, что бы с нами не происходило – нужно понять, что всё это от Бога. И тогда и священнику, и левиту, и самарянину был дан вот этот человек. Вот этот впавший в разбой, вот этот, наполненный болью. Он был дан им – каждому из них! Но пройдя мимо, они прошли мимо Бога, они прошли мимо воли Божьей. А потеряв всё – и время, и деньги, и положение, и, задумайтесь, даже почет к себе – как соплеменники отнеслись бы потом к самарянину? Как другие бы отнеслись к самарянину: «С кем ты общаешься? С ним нельзя! С иудеем общаться нельзя! Что ты делаешь?! Пускай его близкие будут о нем заботится! А наше племя будет о своем заботится!» Он, казалось бы, потерял всё, но обрел он несравненно больше. Он обрел любовь, и обрел Бога! Бога! Мы думаем, что Бога можно найти в Храме. Да, если мы искренне молимся. Мы думаем, что Бога можно найти в какой-то святыне. Да, если мы искренне молимся. Но искренняя молитва всегда делает нас лучше. И полное познание Бога – это когда мы становимся другими. Это когда мы становимся честными и милосердными. Когда мы правильно смотрим на себя. Видим себя такими, какими мы есть на самом деле. Когда мы перестаем бояться. Бояться измениться, стать другими. Когда мы изменяемся. И изменяясь, мы преодолеваем себя. И уже не для себя живем. А живем для Бога и ближнего – того, которого нам послал Бог. Родненькие, милосердие – это дело любви. Это проявление любви. А любовь – это Бог. Если мы милосердны, значит, мы любим. И значит, мы пребываем в Боге. Желаю вам веры крепкой, и любви крепкой. А самое главное, чтобы эта любовь, эта вера наполнилась делом милосердия, и мы не были равнодушны. Равнодушие губит. Неравнодушие, милосердие делает нас людьми. Аминь. 29.11.2009г. |