НАША БЕСПЕЧНОСТЬ.
(Ев., Лк., XVI, 19-31 Притча о богаче и Лазаре)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Человеческая беспечность…. Мы очень часто произносим «Бог простит», «Бог поможет», «всё от Бога, всё по воле Божьей, а своего ничего не творим». Вот это и есть беспечность, беспечность в том, что чего нам сейчас хочется, утробе нашей, что хочется «я» нашему, эгоизму нашему, вот это и творим. А сегодняшнее Евангелие строго, очень строго, и правду говорит – оттуда сюда не переходят, и отсюда туда тоже, ибо велика пропасть! Мы живём в этой жизни, и некоторые хотят идеала жизни – здесь на земле его нет. Здесь Бог борется с дьяволом, здесь ад смешался с раем. Здесь много доброго, здесь много чистого, хотя нам часто кажется, что только злое вокруг. Нет, родненькие, ад гораздо, гораздо страшнее любых жизненных ситуаций – даже когда война, даже когда темница, даже когда больница самая страшная – ад всё равно страшнее! Здесь на Земле есть частица Царствия Божия, есть правда, есть любовь Божия! Есть люди, которые тянутся к Богу, есть люди, которые хотят чистого, светлого – да каждый из нас этого хочет! Мы очень часто теряем себя, думаем «а, пройдёт», «а, потом», «уйду на пенсию, тогда молиться буду», «Бог и так поймёт, ведь я хороший». Беспечность это! И когда здесь, на Земле, всё смешано, мы себе не можем представить…. Мы в любой момент, видя отверстые врата ада, можем отвернуться и повернуться туда, где будут отверсты врата рая. Мы можем повернуться и пойти – мы можем пойти на исповедь, мы можем пойти в храм, мы можем пойти и простопопросить прощения у того, кого недавно ещё ненавидели. Мы можем изменить свою жизнь, мы можем отвернуться от пропасти, мы можем не падать в неё! У нас есть эта возможность!
Была эта возможность и у того богача, имени которого мы не знаем. И у Лазаря была эта возможность. Некоторые подумают – их разделило богатство. Один был богат, и он идёт в ад, другой был беден, и он идёт в рай. Нет, совсем не так! Совсем не так! Можно быть бедным и всем завидовать, всех осуждать, можно воровать, можно обманывать и также спокойно, как те богачи, идти в ад. А можно быть богатым – это трудно, это тяжело, Господь даже предупредил, что «трудно войти богатому в Царство Божие». Предупредил, сказал нам об этом, но если человек тратит своё богатство в добро, в любовь, если он помогает, если он строит – храм человек построил, отказался от всего, от всех грехов своих отказался…. Не так, как некоторые – храм строит, а сам думает: «Бог мне этим храмом грехи покроет!» А так можно дальше грешить, можно дальше блудить, можно дальше взятки брать, можно дальше деньги отмывать. Нет! Решил делать Божье – откажись от своей похоти, откажись от своего блуда, откажись от своего вожделения, уйди и только тогда приступай к чистому, к светлому. Некоторые думают – деньги не пахнут! Пахнут деньги, ещё как пахнут! Мы после денег, когда их возьмём, идём руки мыть! А когда мы до денег касаемся не честно, когда они не заработаны, украдены – ох, как оно пахнет! Душа смердеть начинает, душа разлагаться начинает! Вот, родные, не богатство и бедность делят нас, а то, что было в этих людях. Один богатей был – пил, пиршествовал, ел, гостей приглашал, перед всеми своим богатством хвастался, красовался своим богатством. Одевался шикарно, еда была шикарная, всё было прекрасно! Он одного не видел, что рядом лежал Лазарь. Вот это нежелание видеть, вот эта слепота погубила его. Тебе был дан человек, чтобы ты спасся! Подойди, подними его, накорми его. Не можешь? Другому помоги, другого накорми. Тебе к этому стыдно подойти, но есть ближние, который так же лежат где-то и тоже болеют. Беспечный был! Погубила слепость по отношению к боли другого! А как себя должен был Лазарь вести? Да он должен был всей душой ненавидеть богача, должен по нашей правде, человеческой. А он простого желал – напитаться от крох, которые упадут. Вот упадут, выйдут мусор выносить, и упадёт крошка грязная, в песок, в грязь упадёт…. Он не видел того богатства, он вошёл во всю суть жизни человеческой, он вошёл во всю суть страданий человеческих. Не осудил и не озлобился. Толькособаки его жалели – приходили, лизали раны его. А в нём рос человек, в нём не терялся человек, не уходил человек, в нём был человек! И Бог, видя эти страдания, но видя и смирение, и терпение, видя ожидание не в злобе сердца….
Как мы часто, родные, как часто, чуть что не так – разбилась чашка, треснуло окно, дверь не так закрывается, что-то не так человек сказал, что-то упустил – бывает это каждый день у нас! Что происходит в душе? Какой камень появляется, какая ненависть! Почему попрекаем? Ну, почему не сказать: «Родной, да бывает всё! Не страшно! Это не главное! Главное, что мы вместе, что мы любим друг друга – вот это главное!» Срываемся, и остановить себя не можем. Уже настолько привыкаем к ненависти, уже настолько привыкаем к злобе, что и понимаем, что сейчас уже перебор, уже дальше не надо грызть, уже дальше не надо осуждать, уже не надо дальше пилить человека. Уже не надо трогать этого ребёнка, уже не надо трогать эту женщину, уже не надо, хватит! Остановить себя надо – «я сейчас сам не свой, сейчас не моё сердце говорит, сейчас там зло в этом сердце». Но мы продолжаем - надо ещё толкнуть, надо ещё ударить, надо ещё добавить! Отойдём – «всё, хватит, довольно». Подумали – «о, не сказал ещё грубость, ох, не сказал ещё слово!» Да, остановись! Молчание – золото! Да остановись, да успокойся, да вспомни, что Бог есть, да скажи: «Господи! Помилуй! И его, которого я ругаю сейчас, и меня, такого не сдержанного». Лазарь нам в укор. Не только в пример, но и в укор нам! Насколько Лазарю было тяжелее, настолько ему стало лучше. Насколько нам легче, настолько нам будет тяжелее. Задумаемся об этом – о нашем пути к Богу. Чтобы не стала между нами пропасть! Ищем выгоды земной. Вот сейчас нам надо! Вот сейчас, вот это самое на потребу! Не увидим, как тот богач не увидел Лазаря. Не увидим! Не увидим человека, которого нам Бог послал! Не увидим, вырвем из своей жизни, оттолкнём, а иногда и убьём. Какой страшный урок! Действительно сердце замирает, действительно тело холодом покрывается….
Война была, страшная война. Война, которая человека режет, которая человеческое естество уничтожает. На которой только присутствовать, не то, что в бой идти, а только присутствовать на этой войне – это страшно! Это не всякий переживёт! Люди с ума сходят от одного того, что тебя посадят в самолёт и туда отправят! И идут два друга на войну. Идут на войну, тяжёлую, страшную войну. Один погибает. Как ему вернуться сюда, в этот мир? Как прийти к матери, которая его друга любила – единственного сына любила? Как прийти, как ей в глаза посмотреть? Как к ней прийти, как её утешить, что сказать? А мать уже себя сама убила. Сама себя убила. Шёл сын на войну, девушку любил, очень любил. И девушка уже стала беременной – под сердцем забилось другое сердце. А маме ж надо всё устроить в жизни, а маме ж надо о сыночке позаботиться. Как нам часто не нравится та, кого наши дети любят, или те, кого наши дети любят. Давай давить их – «не время сейчас», «не время» - с мыслью – «а может разойдутся», «а мой сын более достойную найдёт», «делай аборт, делай аборт!» А что дитю делать, если на него, вот сила такая, камень кладут, и он давит. Оно ж дитё – слабое – пошла, сделала аборт. А сын не вернулся с войны… А сын не пришёл с войны. Вот пропасть! Можно эту пропасть перейти? Можно ли аборт назад вернуть? Можно ли, чтобыэто сердечко опять забилось? Можно ли, когда жизнь человеческую вот так раздавили, убили опять вернуть? Это ж твоя кровинушка – это ж твоего сына дитё! Это ж твоя кровь! За что убила? За благополучие? За то, что сыну ещё рано, что сыну сейчас ещё надо машину купить? Что сыну надо ещё дом сейчас построить? За что убила? А мы судить не будем. Мы подумаем, как мы в жизни поступаем. Как мы себя в жизни убиваем, как сами вот эту пропасть делаем! Огромную пропасть делаем! Человек думал о земном – забыл о вечном! Каково сыну сейчас смотреть оттуда, как мать убивается?! Как мать забываето том, что, да, он ушёл туда, но он в бою ушёл, он нераскаянный ушёл. Матери надо молится о нём, а мать в отчаянии. Вот так ошибка за ошибкой. Вот так человеческое, вот так виссон и порфир, вот так столы роскошные, вино льётся, вот так дома красивые, вот так машины хорошие, вот так институты, вот так всё, всё деткам! А когда же увидеть, что Лазарь рядом? А когда же в этом сердце и в нашем, и в детском, нам разбудить совесть? Разбудить сострадание, разбудить любовь, разбудить заботу, разбудить человечность. Когда? Берёт солдат, с фронта пришедший, и едет туда. Ему надо к матери прийти. Он идёт, и ему страшнее, ему тяжелее, чем там, в бою было поднять глаза свои. Но в нём человек! Не убили пули, не убили снаряды, не убили бомбы, не убили мины, нож не убил, потому что в нём сердце, живое сердце. Утешить уже не может – тяжело. Пропасть уже огромная! Вот, казалось бы, ещё здесь на земле, а пропасть уже огромная! Уже перейти её тяжело, трудно, практически невозможно! И солдат берёт своего сына, своего сына берёт и ведёт к Богу! «Сынок, будь человеком! Сынок, не теряй чести, не теряй совести!» Так и нам, каждому из нас надо подумать, о чём мы думаем? Сейчас поговорить с соседкой? Сейчас сериал посмотреть? Сейчас там что-либообсудить, осудить кого-то? О своём только думать? Или подумать о том, зачем живём? Зачем живём?! И даже тот богач думал: «Господи, Боже, пропасть огромная! Господи, пошли к братьям моим кого-то!» Господь говорит: «У них есть Моисей и пророки». У них есть Библия, у них есть Евангелие! У них есть, но они не слышат, они продолжают кутить, они продолжают безобразия творить. А богач уже всё видит, ему уже всё ясно. Уже некому перста в воду омочить и к его сухому языку приложить. Говорит богач: «Пошли, того, кто воскреснет, туда на Землю. Пускай скажет, как здесь. Без человечности, без сердца, без любви невозможно здесь!» Не родится она там, эта любовь, там, в той жизни, если ее нет в этой, нашей, земной! Уже там не получится, не получится….
Строгая притча сегодня, родные, ой, какая строгая! Забываем, забываем ее, когда проходим мимо ближних! Забываем, когда о себе думаем! Забываем, когда покаяния нет! Забываем, когда вот это клокочет в нас – надо придираться ещё, ещё, ещё! Остановись! Перед тобой твой Лазарь! Остановись! Перед тобой человек, которого тебе Бог послал! Прости, услышь, увидь его боль, почувствуй эту боль, почувствуй оставленность – будь человеком! Просто человеком – не богачом или бедняком – просто человеком! Который любит, который понимает, который готов забыть о себе, который готов заметить своего Лазаря.
Аминь.
04.11.2012г.