ПОЧЕМУ ХОЛОД МЕЖДУ НАМИ. (Ев.,Мф., XIX, 16-26)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

И вот сегодня, в который раз, мы читаем на службе Евангельское чтение о разговоре Христа с богатым юношей. Казалось бы, уже наизусть знаем. А знаем ли? Знать – это слышать, принять и исполнить, слово претворить в дело, Божью любовь принять и отдать ближним своим. Послушаем этот рассказ, как это было.

Подошел юноша и стал спрашивать Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Господь ему отвечает: «Соблюди заповеди».

– Какие заповеди?

 – Не убий. Не прелюбы сотвори. Не укради. Почитай отца и мать твоих. Люби ближнего. Соблюдешь эти заповеди – будешь жить вовек!

И говорит юноша: «Это я сохранил от юности своея, что же мне еще надо сделать?» Господь отвечает: «Пойди, раздай имение свое». Юноша опечалился и отошел, ибо велико было имение его. И апостолы, и ученики приступили, и спрашивают: «Как же так?» Господь отвечает: «Трудно богатому войти в Царство Небесное. Легче верблюду пройти через угольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное!» Апостолы говорят в недоумении: «Так кому же возможно спастись?» Господь же отвечает: «Невозможное человекам возможно Богу!»

Мы должны быть с Богом, родные. Это просто: Бог нам дал жизнь, Бог нам дал наше сердце, Бог нам дал бессмертную душу, Бог нам дал радость любить, Бог нам послал ближних, которых мы можем любить, Бог нам дал этот мир прекрасный, - всё нам дал. И говорит: «Если любите меня, заповеди мои соблюдите, соблюдайте заповеди!» И мы хотим соблюдать заповеди, но не получается. Нет на Земле человека, который бы заповеди все сохранил от юности своей, сделал бы все правильно, ни разу не нарушил закон Божий. Почему так? А вот дальше и звучит эта фраза. Чтоб заповеди сохранить, чтоб заповеди соблюсти, чтобы Богу угодить, чтобы с Богом жить, чтобы действительно не на словах было «люблю тебя, Господи, Тобой живу, Господи, верую и исповедаю Тебя, Господи!», а на деле это было. Чтобы не было так: говорим «верую и исповедую», но при этом врём, при этом завидуем, при этом осуждаем, блудим, крадем. Где же здесь любовь? Ну, посмотрим на нашу жизнь земную. Каждый из нас – живой человек, у которого бьется сердце – когда-то любил и сейчас любит. Посмотрим: если мы любим - будем ли мы уничтожать того, кого мы любим, будем ли делать ему пакость? Вы скажете, да бывает и так. Вроде бы любим, а в семье нет мира, вроде бы любим, а друг друга не понимаем. А вот тут главное наступает: от себя не отрекаемся, не следуем Кресту, не берем крест свой, не расправляемся со своим «я», и любовь к ближнему становится меньше любви к себе. Себя поглощающая любовь, себя возвышающая, себя прощающая, забывающая о всех и вся, нас уничтожает. Мы богаты своим «я», мы богаты многим, но мы не хотим расстаться с этим богатством, мы не хотим расстаться со своими деньгами, оправдываясь «они мне нужнее, они меня сделают счастливым», и тратим эти деньги совсем непотребно или вообще их не тратим. Бог нам дает тепло, Бог нам дает таланты, Бог дает нам радость в нашем сердце. Почему мы это тепло не отдаем другим? Почему солнцем Бог нас греет, а между нами холод? Потому, что не отрекаемся от себя, потому, что не делимся этим богатством, не отдаем его. Мы все время думаем: «Да, главное – деньги». Да и деньги надо отдать, даже если ты их много имеешь, человек, если ты копишь эти деньги, отдай на пользу, в пользу чтоб они пошли: чтоб вырос храм, чтоб вырос дом, чтоб на столе было, чтоб и детям было, и старикам было. Не в себя чтобы было, не в свое богатство! Умножай, умножай для себя – всё потеряешь! Главное, нарушишь всё, заповеди нарушишь. Да невозможно любить себя больше другого, потому что тогда ты погибаешь, человек! Это разъедает тебя. Вот, когда мы остаемся совершенно одни, когда уходят от нас дети, когда отворачиваются друзья, когда оставляет муж жену или жена мужа, мы говорим: «Боже, кому я нужен? Я не могу так жить! Хоть бы кто-то постучал в дверь, хоть бы зазвонил телефон, хоть бы пришло письмо». Но это же начинается не с этого вопроса, немого или громкого – «где это письмо, где этот звонок, где этот стук в дверь?» Это начинается гораздо раньше: это начинается с того, когда ты начинаешь, человек, отдавать. А, значит, заповеди соблюдать. Какая главная заповедь? Возлюби Бога. И подобная ей – возлюби ближнего. Как же носясь с собой, сохраняя себя, лелея себя, умножая все только для себя, как же ты возлюбишь, как же сохранишь и соблюдешь эти заповеди? Как же у тебя это получится? Родные мои, Бог дал талант: кто-то хорошо может приготовить кушать, кто-то хорошо может укол сделать, кто-то хорошо может ребенку урок преподнести, кто-то хорошо может песню спеть, - каждому дан талант. И вот это, что дано, не надо для сея беречь, не надо говорить, что это моё. Вот это главное – понять, что это от Бога, и Богу надо вернуть. И если Богу вернешь, то заповеди соблюдешь, выполнишь заповеди, не нарушишь их.

Встаем утром и говорим: «Сегодня грешить не буду!» Проходит три минуты, и мы уже грешим, мы уже ленимся, мы уже смотрим не то, что нам надо, мы уже не молимся, мы уже осуждаем, мы уже о себе думаем. На исповедь придем, каемся и думаем: «Сейчас отойду, не буду дальше грешить!» И только отошёл, до края храма не дошел, не вышел еще на улицу – уже грешишь. Уже по сторонам смотришь - осуждаешь, уже себя превозносишь, уже входишь в дом, и скандал начинается. Опять себя бережешь. А Бог говорит: «Отдай!» А мы все: «Нет, моё! Я лучше других. Он – плохой. Нет, моё! Меня должны любить, а я должен себя хранить!» Бог говорит: «Отдай!»

 - Как же отдам, мне нужнее!

Бог говорит: «Поделись!».

 - Как же «поделись», он не достоин моего добра!

 Разве это не наши слова, разве это не наш образ жизни? Да ничего не простим ближнему, взгляда не простим. «Взгляд какой-то не такой, мне не нравится!» Себе всё простим, и ещё наберем на себя, и еще накопим. А Господь говорит: «Отдай!» Наберите камней и ходите с ними работайте. Получится что-то у вас? Получится ребенка лечить или учить, или ребенка кормить? Получится, если полные руки камней? А каждый камень – грех! Набрали грехов, ходим с ними. Господь говорит: «Брось, откажись, это не твое!» Твое богатство то, которое Бог дает тебе! И отдай это богатство ближнему, поделись, не жалей себя!

Что с юношей стало? Разве Господь сказал ему это в упрек? Разве Господь сказал: «Если ты уходишь сейчас, то лишишься всего»? Господь опечалился, Господь голову наклонил, Господу стало грустно, больно стало. Уже крест был, повернулся юноша и ушел, куда ушел? Со своими деньгами или со своей славой? Да кому эта слава нужна?! Да кому эти деньги будут нужны! Да что ж всё копим, всё ж отбираем? Да всё ж-то хвастаемся «вот машина какая», «вот дом какой», а иногда и пять домов, а иногда и пять машин. Ой, ты чин какой! Да рухнет завтра всё, да заболеешь, да всё твое положение изменится в минуту. Сегодня так стоишь высоко, а завтра придется вот так вниз ступить, и ниже станешь. Отсюда это возношение, думаешь, что с высоты легко смотреть! Ты ж затылки видишь! А в глаза надо смотреть! В глаза надо смотреть! Стань близко и посмотри в глаза. Увидишь там боль, увидишь там страдание, оставленность и тогда, отдай своё тепло, отдай свою любовь! И будешь счастлив! Тогда не придется через эти угольные уши протискиваться, как тому верблюду. Тогда пойдешь прямой дорогой, к Богу пойдешь. Бог взывает, Бог учит, Бог говорит!

Мало таких людей, которые могут всё отдать. Ему говорят: «Что ж ты всё отдаешь?!» - «Да это такая мелочь». У неё трое детей, у неё долгов уйма, мужем наделанных. Она последнее отдает. «Что ж ты делаешь?!» - «Так это такая малость, это ж так мало. Пускай люди возьмут». А люди её в спину клянут, а люди её в спину критикуют, а люди всё говорят: «О, она богатая!» Богатая! Только не вот теми долгами богатая. Она сердцем богатая, она любовью богатая. Она и старухе отдаст, она и ребенку отдаст и прохожему поможет. Есть среди нас такой человек! И можно спросить: «Почему Земля стоит?» Да вот и ради неё тоже Земля стоит. Хочешь, чтобы ради тебя Земля стояла, человек? Не жалей себя, не жалей своих богатств, не жалей своих талантов, не жалей своего тепла, не жалей своего времени. Откажись! Откажись от своих богатств. Кажется нам (и это призрачно): «Оно меня подымет, положение даст». Откажись! Не надо судить, не надо обсуждать, не надо обижаться. В себя всмотрись, какие там ещё камни ты золотом считаешь, какие камни ещё ты своим богатством считаешь?.. Сбрось эти камни греха и посмотри, действительно, в чем твое богатство, какое оно и в пользу его примени. Зерно, если спрячешь его в банку или в кладовку поставишь, так никому нужным не будет, пропадёт то зерно. А бросишь в землю – вырастет. Так и добро. Если только для себя, в банку или в банк, оно останется, пропадет то добро. А если отдашь, а если откажешься от своего «я» - будешь с Богом. Бог от всего отказался, Всемогущий Бог стал человеком, Всемогущий Бог себе не трон выбрал, а Крест Голгофский. Называем себя Его учениками - давайте идти за Ним, тем более нас сегодня зовёт Евангелие: «Откажись! И следуй за Мной, иди за Мной».

Аминь.


Comments