ПОЧЕМУ МЫ БОЛЕЕМ.

(Проповедь в 4-й день Великого поста)



Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа 


И вот, подошел один юноша, и говорит: «Старче, как хорошо верить, как хорошо быть с Богом. Так молюсь, что уже и Ангелов вижу». А старец сказал: «Это не мудрено. Ангелов видеть не тяжело. Научись прежде видеть всю глубину своих прегрешений, всю мерзость своих грехов. Множество множеств, тьму этих грехов научись видеть». 

Мы часто идем в Храм… Идем в Храм со своими бедами, со своими скорбями, со своими болезнями и просим жизни лучшей. Просим, чтобы видеть только доброе. Просим, чтобы быть здоровыми. Просим, чтоб Ангелы всегда нас держали, и не пускали никуда – ни упасть, ни удариться, ни заболеть. А так ли это хорошо для нас? Так ли это правильно для нас? Ведь болезнь тоже дар Божий. Всякое испытание от Бога – во спасение души человеческой. Всякое испытание. И мир этого понять не может, потому что он гибнет этот мир. Потому что он только сластей ищет, своего ищет. Он ищет утехи телу, утехи похоти. А Бог нам посылает все. Посылает испытания, посылает болезни. И в болезни ведь мы прозреваем, если прозреваем вообще. Если ропот не давит нас, если грех не умножается. Мы прозреваем и видим грехи свои. 

Вот лежит человек больной. Повернулся на один бок – больно, тяжело. Повернулся на другой бок – тоже тяжело, больно. И думает: «А как? А почему? Как жил? Как живу? И как покаяться?». Пронизывает его мысль о том, что о душе надо подумать. Страдает ведь душа, страдает ведь тело от греха. Грех раздирает, грех уничтожает. 

Вот посмотрите, Амвросий Оптинский как тяжко болел! Святой, а как тяжко болел! Говорил: «Болезнь – это полезно. В болезни лучше видишь, как душа пала. И еще видишь, как другому помочь лучше. В болезни поймешь боль, познаешь боль – легче будет познать боль другого человека». 

Как в жизни нашей бывает. Как важно нам принимать болезнь, как дар Божий - для покаяния, для смирения, для смирения души. Как часто мы в болезни пытаемся быстрей – быстрей этой болезни избежать, и кидаемся во все тяжкие, и платим огромные деньги. И ищем бабку, которая уводит нас от Бога, уводит от покаяния. Скажи человеку, который ходит по этим бабкам, скажи: «Так ведь это же грех! Церковь святая говорит о том, что это грех!» И слышишь сразу другое: «А что в этом плохого? Ведь лучше стало!» А душа как же? Душа ведь не покаялась. 

Приходит человек и говорит: «Болею тяжко и дочь меня бросила. И вот у меня один дом, и вот второй дом – всю жизнь трудилась, всю жизнь создавала. Кому этот дом нужен? Кому тот дом нужен? Все ушли. Последний, кто от меня отказался – муж. Тоже бросил меня. Как же дальше жить? А теперь и болезни приступили, теперь немощи…» 

- А ты детка, - спрашивает священник, - кто? Кем ты работаешь? 
- Да что ж, благородный труд у меня. Врач-гинеколог я, аборты делаю. 

А в доме у этой женщины стоит сервант, и в этом серванте игрушечки, игрушечки, игрушечки – так много-много-много-много… Даже не десятки, а сотни разных игрушечек. Знаете, детки из «Киндер-сюрприза» достают игрушечки. Вот когда-то тоже доставала… А батюшка говорит: «А ты ж посмотри на полочки, что ж эта каждая игрушечка значит? А это дитё, тобою убитое, это дитё, тобой вытравленное, уничтоженное. Где ж оно будет всё, откуда ж возьмется счастье? Откуда ж в тебе благополучие? Тебя же Бог любит! Он до сих пор не берет твою душу, не кидает в огнь вечный, а берет и посылает тебе испытания, и говорит: «Задумайся! Задумайся, опомнись!» … 

Но тут есть тонкая грань и это надо понимать, родненькие. Как важно эту грань понимать. Некоторые говорят: «Ну, раз болезнь от Бога, раз болезнь дается нам в покаяние, в смирение, в видение своих грехов, изменение жизни своей, то нужно ли лечиться?» А тот же Амвросий Оптинский говорит: «Да, лечиться надо». Вот сам терпел болезни, а нас учит: «Лечиться надо». Зачем нам врач? Врач – от Бога. Бабка – не от Бога. Она – как тот наркотик, она - как тот анальгин – это от нас убирает вот эту боль вроде бы, но всё по-прежнему остается. А врач нужен. Почему? Для чего? Потому что мы иногда так болеем, что все вокруг от нас страдают. 

Пришел батюшка исповедовать, пришел причащать больную. А все родственники одновременно говорят: «Она не хочет обезболивающее принимать, она не хочет лекарства принимать, всё кричит: «Воля Божья, воля Божья». Вся семья рядом и батюшка говорит: «А я не хочу тебя причащать. Не буду тебя причащать» 

- Как же это? Как так? Что?! 
- Так ты ж всю семью извела – какое же это покаяние? Все же рядом с тобой, все этот крик слышат, все эту боль видят! Хотят тебе помочь, а ты помощи не принимаешь! 

Когда болеешь – сам болей, сам грехи свои увидь. Но другого не надо мучить. Другому страдать не давай. Лечись, чтобы можно было ручками что-то сделать, чтобы душа могла подняться! Послал Бог болезнь – пошлет тебе и исцеление, если покаешься, если увидишь грехи свои. Важно это понять. Нужно понять. Необходимо понять. 

И в том, и в другом случае, когда болеешь – тяжело, трудно. И когда лечение принимаешь – тоже смиряешься душой своей. Как важна молитва. Как важна молитва в нашей жизни. Ведь болезнь – есть учитель молитвы. Она заставляет нас быть ближе к Богу. Ближе к Богу. Холодно? Куда мы идем? Ближе к теплу. Голодно? Куда мы идем? Туда, где пища. Тяжело, трудно в жизни – иди к Тому, Кто помогает. Помощнику твоему, Богу твоему. Иди, молись Ему, человек. А мы говорим: «Тяжело молиться. В болезни тем более тяжело молиться. Вот, был бы здоровый – легче бы было». 

Давайте и тут задумаемся, родные. Вот мы приходим в Храм – сколько эта служба идет? Без малого – два часа. Кто-то говорит: «Спина болит», кто-то говорит: «Нога болит», кто-то говорит: «Тяжело стоять», а кто-то вообще говорит: «Голова кружится». Проверьте себя: посмотрите на время, когда подругу встретите на улице, и сплетни будете говорить, и обсуждать фильм очередной будете, и правительство обсудим, и всё-всё-всё в жизни. Посмотрите на часы, сколько время пройдет? И ни спина ни болит, и ноги не млеют – всё хорошо, всё в порядке, идешь, человек, довольный. Почему ж те два часа тут в Храме Божием – тяжело, трудно, а там – легко и хорошо, и радостно? А потому, что всё, что от Бога, родные, дается усилием. Дается усилием, преодолением себя, преодолением в себе своих слабостей – это ведь Богу, это не для себя,

это к Нему, и душа спасается. 

Всё, что от Бога – дается усилием, усердием. Крест легко не понесешь, дерево легко не посадишь, дом не выстроишь, ребенка за один день не воспитаешь, денежку честно за одну минуту не заработаешь. А то, что от дьявола, а то, что в погибель - дается легко. Обсудить человека, да и чего же одного, можно ж и второго, и третьего, и 20го, и 25го… Сломать ветку на дереве легко будет. А долго ли было в войну? Вспомните, как дома быстро рушили, одни руины оставались, города целые испепеляли. Выпить – легко, закурить - легко, заругаться - легко, украсть - легко! Плоды какие после этого? Дает болезнь Господь, дает испытания Господь. Признай грехи свои, человек. Признай грехи свои, человек! Покайся в этих грехах, и трудись. Трудись молитвой, трудись постом, трудись добрым делом, доброделанием. Говорит нам Иоанн Златоуст, четко говорит: «Хочешь душу спасти, человек. Есть у тебя три пути. Первый путь – не греши». Где найдешь такого человека? «Второй путь – покайся и будь праведным». Тоже трудно. Почти невозможно. Слабые мы. «А третий путь, - говорит, - Терпи. Терпи. Терпи! Неси скорби свои!» И вот поэтому, родненькие, есть еще один очень важный момент в нашей жизни – болеем, каемся и молимся. Но есть еще одно – это преодолеть себя, и другого в болезни поддержать, и другого в болезни укрепить. Не хочешь сам болеть, не хочешь этим путем идти – поддержи другого. А это редко в нашей жизни сейчас, ой, как редко, родные. Ой, как редко! Всё ждем, когда ж, что ж, когда ж… Давайте честно себя спросим – мать, бабушка, отец тяжелобольные. Как к ним относимся? Воем, стонем? Невыносимо, нестерпимо. А ведь это Божья милость – это самый близкий путь в Царство Небесное. Старого, убогого, больного досмотреть! Вы знаете, когда человек действительно с любовью досматривает, то уже врачи говорят: «Безнадежно», а человек всё равно покупает лекарства, а человек всё равно обмывает, а человек всё равно … Уже больной кашку есть не может, а он соком его кормит. Всё с ложечки, всё по чуть-чуть. И знаете, как говорит всегда? «Не в моей это воле. Сколько могу – столько и буду поддерживать, а там – как Бог решит». Вот Бог эту душу прощает. Эту душу страждущую Господь прощает. Да, в болезни мы очищаемся. А как важно в болезни другого остаться человеком! Остаться христианином! Это еще большее очищение, это еще большая благодать! 

И сегодня задумаемся. Пришло время покаяния. Пришло время задуматься, что ценно в нашей жизни? Сходить к бабке, чтоб она что-то там яйцо покатала? И потом опять в грехах валяться? Или задуматься? Вот это услышать, самое главное: «Помилуй мя, Боже. Помилуй мя! И услышав это, увидеть милость Божию во всём – в жизни нашей и в болезни, и в испытании, и в том человеке, которого нам Бог дает! Увидеть и принять всем сердцем, всей жизнью нашей. И тогда оживем, по-настоящему. Оживем в меру Божию, оживем в меру любви. Жизни

вам, родные! 

Родненькие, как мы любим чистоту, да? Как мы любим весной свежий листочек – он молодой, такой чистый, ни пыли, ни грязи на нем нет. А зимой как мы любим – свежий снег выпал, да? Холодно, тяжело, морозно, а всё равно красиво. Мы говорим: «Какой снежок светлый, белый, чистый». Да? Как мы, родные, любим, когда войдем в подъезд, а там убрано, там чисто. Да? А тем более, когда в дом войдем. Всё накрахмалено, всё чистенько. Как у наших бабушек, помните, эти подушечки? Какие они чистые, какие он красивые. Как мы любим чистоту. Как вот небо – оно голубое, такое красивое, солнышком освещенное. Мы говорим: «Какое небо чистое». Когда мы попадаем к ручью, и видим эту воду чистую, эту воду родниковую, то хочется напиться – она такая холодная, она такая живая, такая животворящая. 

Любим мы чистоту. Как вот тот старик, держит в руках Евангелие, глаза поднимает к небу. Белые волосы, а в душе – чистота. Прожил жизнь с молитвой человек. Или, как ребенок маленький. Ручонки чистые-чистые, глаза чистые-чистые. Тянется: «Мама» - и радостно это. Как мы любим чистоту. 

Как мы не любим грязь. Как мы не любим, когда всё испорчено, поломано, засорено. Смотрите, «ссора» и «сор» - какие похожие слова. Где сор – там и ссора. Где люди не ищут чистого – там они и друг друга не понимают. Там и друг друга не слышат. К друг другу не стремятся. 

Бог нам дал великое право быть детьми, детьми Божьими. Вот для этого надо стать детьми. Души очистить. Это право нам дается в Исповеди, в Покаянии. Завтра мы все каемся. Завтра в два часа начнется служба Божия – помолимся, и приступим к Исповеди, Таинству Покаяния. Ничего не бойтесь. Вычистить грязь – это очень хорошо. Убрать грязь – стать детьми чистыми, и чисто смотреть глазами чистыми. И стараться! Кто-то скажет там, тот, кто в миру: «Что вы всё каетесь – каетесь, а такими же и остаетесь!» - нет, чем человек больше тянется к чистоте, тем у него больше этой чистоты. Да, падаем! Да, пачкаемся! Но тот, кто перестал чиститься, превратиться во что? В зловоние. А тот, кто тянется к чистоте – он будет всё чистоплотней и чистоплотней. Но надо быть и чистодушней – не только плотью чистым, а и душой чистым. 
Побежим к этому, пойдем, устремимся, направимся к этому – к Богу и к Его очистительным Таинствам. 

от 

 



Comments