ПОЧЕМУ ВАЖНО ПРОЩАТЬ.

(Мф., XVIII, 23-35)

 

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа

И слушаем мы сегодня Христову притчу о том, что был царь – строгий, справедливый, грозный царь. И решил он навести порядок в своем царстве, и призвал рабов своих. И первого призвал того, который много ему должен был – тьму должен был! Что такое тьма? 10 тысяч, да? 10 тысяч. Вот мы говорим «тысяча» и это много, а «тьма» – в нашем языке означает очень-очень много. Вот 10 тысяч талантов, а талант довольно большая была мера денег, это была мера серебра. И вот царь тот говорит: «Ты мне не отдал ничего и брошу тебя в темницу, продав и жену твою, и детей твоих, и имущество твое всё». И тот раб, упав в ноги, взмолился: «Прости меня, господин мой, отработаю, всё отдам тебе». И простил его царь. А он вышел и пошел, и встретился ему товарищ его, который был должен ему сто динариев, а это была несравненно меньшая величина денег. Он подходит к своему должнику и говорит:

– Верни мне сто динариев.

– Нет у меня сейчас, нет. Я постараюсь, я отработаю, пожалуйста, прости, подожди, минутку.

Даже не прости, а подожди. Не стал он ждать, а взял и бросил своего должника в темницу, пока не отдаст всё сполна. Посмотрел народ, посмотрели друзья и товарищи этих людей, и больно стало им. Пошли они к царю и все рассказали. Вызвал царь своего раба и говорит: «Я же тебя простил, и должно было и тебе простить». И бросил неблагодарного в темницу, в муку. О ком эта притча? Можно подумать, ну вот мы детям о царях говорим. Сейчас-то и царей уже нет, и рабов уже нет, и талантов уже нет, и тьма уже для нас не десять тысяч, а просто темно, и уже за долг в яму долговую не кидают. Наверно, не о нас это…О каждом из нас.

 

О каждом из нас, родненькие, эта притча сегодня! Каждому из нас говорит Господь в ней. Мы как начинаем день? Какое слово мы произносим? «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истинный» – этой молитвой мы начинаем все молитвы наши, мы призываем Духа Святаго, мы призываем Бога, чтобы Он помог нам и очистил нас, и простил нас. И Бог прощает, родненькие. Бог прощает. Нет такого человека на земле, который бы так не согрешил, чтобы смерть не наступила за это. Это мы себя успокаиваем и убаюкиваем. Один рвет душу на исповеди, плачет, боится глаза поднять, а другой говорит: «Да, нет у меня таких грехов, какими другие грешат. Не грешу так как другие!» Ну, есть же у тебя грехи?! А какой яд смертельный лучше? Вот разложили яды, да? Сто - сто пятьдесят ядов. Все смертельные и все убивают. Какой мы выберем, какой мы яд выберем? Какой выпьем? Вы скажите: «Батюшка, что вы такое говорите, он же смертельный, он же убивает!» А какой грех не убивает? Какой грех нас не лишает Славы Божией? Какой грех нас не уводит от спасения? Какой грех нас не ввергает в болезнь, страдания и смерть, и в муку вечную, на Суд Божий? Любой грех. И когда мы говорим: «Этот человек умер от подагры, а тот человек умер от язвы», то какая болезнь лучше? Какая болезнь лучше, скажите пожалуйста, подагра или язва? Курение или наркотики? Водка или злословие? Грех же убивает. Любой грех убивает. Согрешивший и не покаявшийся не войдет в Царство Небесное. И Бог прощает нам. Бог прощает. Посчитайте каждый свои годы. И посчитайте каждый сколько, не то что в год, а в месяц, в день было грехов. И Бог прощает. И Он от нас не требует, чтобы мы все грехи исправили, все грехи изжили, чтобы мы были идеальными – Он призывает, Он нам дает эту возможность быть как Он, даёт нам возможность. Всякий может усовершенствоваться, быть как учитель. Учитель у нас Один – Господь, родненькие. Но это тяжело, это трудно.

 

Достичь святости – это удел единиц, поэтому Милосердный Господь нам ставит одно простое условие: «Прощай, как Я тебя прощаю». Всё! Да и мы, давайте будем честными, мы же сами Ему это условие ставим, не только Бог нам так говорит, но и мы Ему такое же условие ставим. Каждый день мы Ему это условие ставим: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Переведите со славянского на русский – и прости нам грехи наши, как мы прощаем согрешившим против нас. Мы ставим ясное четкое условие. Ты нас тогда прощай, когда мы будем прощать.

 

 Не прощаем. Мы не прощаем. Нам нравится судить. Что противное прощенью? – Суд. Не надо тут только мешать государственный суд – то Богом благословленное учреждение, власть от Бога дана. И разбойника будет судить государственный суд, это работа судьи. Я говорю о душе нашей. О душе нашей, как мы относимся к людям. Судья может по закону вынести приговор, но он в душе что? Простить может. А может приговор низкий вынести, а в душе быть что? Не прощающим. Злобным. Поэтому здесь говорится о том, что мы должны с Бога брать пример, с Его любви брать пример. А самое главное, мы должны вот это условие выполнять. Мы тогда войдем в Царство любви, когда научимся прощать. Ведь мы все туда войдем какими? Побитыми. Мы все придем туда искаженными, мы все придем туда состарившимися, с болезнями своими, с бедами своими. Уже ничто там нас не искусит. Господь нас от всего будет защищать. Там нет места греху. Что там возможно, родненькие? Там одно-единственное возможно, уже никакой бес не подойдет, не станет искушать нас чем? Водкой. Уже никто не подойдет, не станет нас искушать деньгами. Уже никто не подойдет не станет нас искушать завистью. Никто не подойдет не станет искушать нас жадностью. Никто не будет искушать нас воровством и ложью. Господь сбережет. Одно-единственное. Мы там все вместе встанем и будут открыты врата, а мы вместо того, чтобы смотреть туда, во врата, чтобы смотреть на Него - Господа, Сияющего во Славе, смотреть на Любовь торжествующую, на Живого Христа, на радость Воскресения – мы будем смотреть по сторонам - а кто из нас достоин входить туда? Нам-то ведь надо сказать: «Господи, Ты нас всех прощаешь и мне нечего, негоже смотреть по сторонам, пускай все идут, пускай все спасутся!» Будем вот так смотреть по сторонам и подсчитывать кто лучше, кто достойнее, ну конечно, кто лучше, кто достойнее? Ну, мы о себе подумаем, о себе подумаем. А кто не достоин? И вот повернемся вот так в сторону, отвернемся по сторонам…А тот, кто на Господа смотрит, кто с другими счеты не сводит, кто других простил и посмотрит вперед, тот пойдет вперед, а мы опоздаем, а мы будем стоять и копаться. Уже ничто нас не будет искушать как в этой жизни, здесь мы эту жизнь исказили, грехов набрали, и они все давят нас. Останется одно, только одно - не судить! Не смотреть по сторонам, а смотреть вперед, смотреть на Господа, быть ближе к друг другу. Знаете, когда нам не нравится, что кто-то касается нас, когда мы судим человека – за его одежду, за его запах, за его слова, за его вид – вот тогда он нам не приятен. Мы брезгуем. А когда человек нам радостен, мы ждем, чтоб он стал к нам ближе. В ночь темную легче идти, когда взялись вместе за руки, в холодную зиму идти легче, когда прижались друг к другу. Тем паче входить к Богу будет легче, когда не судить будем, а прощать будем, и видеть в другом человеке – другого, но при этом и себя. Видеть в ближнем –любовь Божию, видеть в каждом Образ Божий, отражение Христовой любви, и будем помнить те слова, самые главные, которые Он сказал, несравненно более страдая, чем мы страдаем в жизни. Мы страдаем, нам больно и дай Бог каждому облегчение страданий, облегчение боли. Радости вам и любви, родненькие.

Куда более страдает Он, куда более страдает Он на Кресте за грехи каждого из нас, каждого из нас. Но всё-таки в Христе есть сила, в Нем и торжество Божьей правды, в Нем торжество Воскресения, Он говорит: «Прости им, ибо не ведают, что творят». Почему же мы не можем простить, почему же мы каждый день обижаясь на тех, кто выше или на тех, кто рядом – мы просим у них прощение и получая это прощение, мы не прощаем тех, кто ниже нас, кто меньше нас. Почему мы не прощаем в семье? Почему мы матери можем сказать больше гадостей, чем человеку который нас несравненно больше обидел? Да потому, что мать простит, а директор на заводе не простит, начальник не простит. Во её можно за грудки взять и сказать: «Да, когда ж ты замолчишь, не лезь в мою жизнь!» Директору такого не скажешь, не получится. И директор тоже, подчиненного вот так вот может взять за грудки: «Ты слушайся!» А когда над ним кто - налоговая или какие-то государственные органы - так не скажет, не скажет. Так происходит с каждым из нас, здесь нет человека, кому бы не говорилась эта притча – всем нам, каждому из нас, она такая простая, такая ясная, такая детская притча – хочешь, чтобы мама тебя не ругала? Просто, прости тех, кто вокруг тебя. Хочешь, чтобы Бог тебя простил? Прости тех, кто вокруг тебя.

 

Родненькие, мы привыкли, к сожалению, мы привыкли к осуждению. Так было не всегда, далеко не всегда. Еще лет сто-сто пятьдесят было что? Люди боялись осудить другого, дурным тоном считалось обсуждать человека – дурным тоном. Детей учили разговаривая о хорошем, всё хорошее. Вот мы сейчас – ходи в церковь! Молись! Не балуйся! Но при этом сидим на кухне, дитё в ногах лазает, а мы все: «А Петрова дурная, Иванова косая, начальник такой-сякой» и всё дитё наше впитывает. А раньше не так было. Помолились, псалтырь почитали, жития святых почитали, а потом рассказывают: «А вот тот наш родственник, он такой же ведь хороший, а вот та бабушка была какой хорошей! Мы рассказывали доброе – вот так и росли поколение за поколением. Мы даже сейчас представить себе это не можем, вот многие сейчас мне не верят! Многие сейчас мне не верят, но если бы я этого не видел в своей жизни. Но это было! Это было! Старались при детях дурное слово о ком-либо не сказать, о ком-либо – и человек не привыкал к суду, к осуждению всех и вся. А мы сейчас привыкли к суду и победить суд в себе можно только одним, научившись прощать.

И вот сегодня в эти дни Успенского поста – трудного, тяжелого, короткого, но трудного, тяжелого поста, я хочу вам пожелать, родненькие, от всего сердца научиться прощать. Научиться прощать, и научиться быть собою недовольным, когда не прощаешь человек. Быть недовольным собой, когда не прощаешь. Не проговаривать тысячу раз – я вот ему так сказал, так сказал, ах, забыл еще добавить, вот бы еще это слово добавить. Со всеми нами это происходит - выговорили, а потом ходим недовольные, не всё сказали, надо было его еще уколоть, еще надо было поддеть. Нетушки, родненькие! Давайте так – после всякого осуждения, после всякой боли нанесенной другому человеку, давайте будем недовольны, что не смогли найти мир. А как нам Евангелие говорит? «Блаженны миротворцы…Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся». Хотим мы быть детьми Божьими? Давайте мира искать! И вот пускай у нас будет недовольство собой. Пускай лучше будет война с самим собой за душу свою, война с грехом. Исторгните из сердца своего зависть. Исторгните осуждение, и поселите в сердце прощение. Поселите в сердце мир, и там будет обязательно Христос. Аминь.

 

  Родненькие, в этот день, когда мы читали это Евангелие, такое чудное, такое ясное для нас. Давайте, родненькие, каждый из нас подумает кого нам надо простить, у кого нам надо попросить прощение, с кем надо примириться? И сделайте это. И вы сделайте это для Христа! Сделайте для Бога! И сделайте для мира, чтобы между людьми был мир. И только пожалуйста, родненькие, искренне от сердца вас прошу - не делайте зуб за зуб или око за око. И вот он меня попросит, и я его попрошу. И я его попросил, а он меня не просит. Будьте совершенны, стремитесь к Господу! Ищите прежде Царства Божия и правды Его, правды Божией ищите. А Господь любит всех. И солнышко посылает на всех, и дает нам жизнь, всем нам дает, и день этот прекрасный всем нам дает. Родненькие, давайте не будем считаться, кто нас простил, а кого мы простили. Давайте просто будем прощать. А значит будем просто жить со Христом. Храни вас всех Господь. Мира, добра, Божьей вам помощи, родненькие.

 Аминь.

23.08.2009г.


Comments