ПОДУМАЕМ О ЖИЗНИ
(Ев., Лк., XIII, 10-17)

Во имя Отца и Сына и святого Духа.
В одну из суббот исцелил Христос скорченную, 18 лет страждущую женщину, 18 лет согнутую так, что не могла и глаза свои поднять и обратить их на небо. Не видел человек неба, просто не видел неба. Просто всё время была та грязь, которую мы видим, когда смотрим под ноги, просто поднять голову от земли не мог человек и не видел то, что от неба. И Христос исцелил. Христос подошёл к ней, возложил на неё руки свои, и выпрямилась она. И стала славить Бога и тут же пошло осуждение: «Зачем ты это делаешь в субботу? Не дано разве Тебе 6 дней делать дела свои и труд свой. Зачем Ты это делаешь в субботу?» Христос отвечает на это так, как было в Законе Божьем написано тогда: «Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла своего от яслей, и не ведет ли поить на водопой? А сию рабу Божию, которая была 18 лет скованной, не следует ли освободить от узы ея?» И народ радовался, радовался народ и славил Бога.
Вот нам сегодня нужно, сейчас нам надо понять несколько правил, родненькие. Зачем нам дана суббота? Самое главное - это день покоя. И нам надо понять, зачем нам дан покой. Зачем нам дан отдых. Вот мы трудимся, и мы всё время хотим отдохнуть, нам тяжело, трудно. И мы говорим - устали, мы безгранично устали, хочется отдохнуть. А ведь отдых нужен нам, отдых необходим нам для того, чтобы набраться жизни - для того чтобы жить. Для того чтобы жизнь торжествовала, чтобы жизнь побеждала, чтобы мы были в жизни, чтобы мы в житейском не погибали, не погибали в грехе. Но чтобы задумались о том, в чём наша жизнь, и стремились к жизни. Для этого нам отдых дан. Для этого нам дана суббота, для этого нам дан покой.
Вы знаете, вот слово “покой” оно очень с чем созвучно? Да? Вот разные вроде слова, а похожие и близкие слова “покой” и “размышление”. Да. Покой - мы находим себе покой и размышляем о жизни нашей. Мы размышляем о жизни нашей, и мы думаем о том, как дальше жить. Как дальше жизнью наполниться. Как в этой жизни существовать. Вот это нам надо понять. Для многих отдых это или ничегонеделание, просто ничегонеделание, или страшнее того - делание того, что вообще не должен делать человек. Вообще не должен делать ни в те шесть дней, ни в седьмой день, который дан человеку, чтобы он его отдал Богу. Посвятил Богу этот день. Мы можем называть не трудом - игру в карты, бездумное сидение у телевизора, обсуждение других людей, всё что угодно, кроме отсутствия поиска жизни.
Вот у нас за воскресением следует следующий день. Как мы его называем - понедельник, да? Вот “недiля” - то есть день, когда мы не делаем своих житейских дел. А потом идет понедельник - и в народе существует суеверие. Вот какая существует разница –в Церкви и в народе. И в народе есть убеждение, что понедельник день - какой? Вот все скажут - тяжелый. А в Церкви как? Понедельник день - ангельский, совершенно верно. Понедельник день - ангельский, а тут мы уже поменьше. А давайте все вместе скажем - “понедельник - день ангельский”. А почему день ангельский? Давайте задумаемся, да потому, что мы в один день, в Божий день, мы молились, мы были с Богом. Мы пребывали в церкви, мы слушали Евангелие, мы размышляли о Боге, и мы всё свое сердце направили на дела Божьи, чтобы в этот день, Богом данный день, и во все дни мы творили дела жизни, дела истины, дела любви, дела Божии мы творили. Вот для этого дан день седьмой. А если человек бездумно провел день Божий, что у него будет? Что будет с утра в понедельник? Ну как это будет у того, кто отдыхает таким образом? Как говорит притча царя Соломона – «Где плач? Где слёзы? Где дети без досмотра? Где горе? Там, где долго сидят за стаканом вина». Вот “наотдыхается” человек за стаканом вина и какое у него утро? Жуткое. Да, вот наотдыхался,но можно ли это назвать отдыхом? Нет это дело, только дело не в Божье, дело совсем не Божье. Дело совсем не в субботу, дело совсем не в покой. Дело, совсем не отданное Богу, а дело, которое служит против Бога. И вот мы должны задуматься, и Господь нам об этом говорит.
Зачем нам дана суббота - чтобы мы остановились в житейском… Вот как поле. Вот поле берут сеют, сеют, а оно дает, дает. А потом для чего поле не засевают на седьмой год? Чтобы оно силы набралось, напиталось силы, чтобы дождь шел, чтобы листва падала, чтобы солнце сияло и грело землю, земля тогда набирается силы. Но дальше давайте спросим: “А для чего земля должна набраться силы?” Чтобы пользу приносить, чтобы добро давать, чтобы от нее человек взял полезное. Вот для этого отдохновение земле дано. Вот и она - эта “остановочка”, вот эта суббота для чего дана? Чтоб человек остановился, задумался о жизни своей, пересмотрел жизнь свою. И от житейского распрямился, как та скорченная, вот как ей это надо было, понимаете, как же ей это было надо. Христос же всем пример подал. Мы вот люди, нам тяжело этот пример видеть, мы все время видим, то, что нам хочется видеть, что нам желательно видеть, что нам на потребу, что нам необходимо. Вот это мы хотим видеть. А Господь её, скорченную поднял, чтоб от земли она поднялась. Чтобы от земли к Богу она поднялась. Какая радость! Не в этот ли день она должна была распрямиться? Не в этот ли день она должна была со всеми славить Бога? Не в этот ли день она должна была стать ровной? Не в этот ли день она должна была на себе явить чудеса Божьи. Чудеса Божьи должны были явиться, и люди должны были увидеть - Господь милостив, Господь добрый, Господь любит нас.
Он её распрямил, чтобы мы восстали, чтобы мы все поднялись. Мы же скорченные тоже, правда, скорченные. Мы не умеем склониться перед Богом так нас грех корчит, ломает нас грех. Мы всё время ко греху тянемся, мы всё время о себе. А вы знаете, даже если человек честно работает, даже если человек всё хорошо исполняет и получает благодарности, но если делает он это во свою славу или во свою утробу, для своего только лишь желудка, то это тоже, родненькие, грех.
И те шесть дней Бог нам дал для того, чтобы мы трудились, чтобы накормить, помочь другому. Чтобы сделать людей счастливыми. Здесь всегда мы должны быть и поэтому отличие дней только в одном - или мы трудимся, или мы размышляем как нам трудится. Только трудиться надо во славу Божью, в милость Божию. Трудиться так, чтобы была в нас жизнь.
Вот сейчас кризис, и все ужаснулись. Куда деньги деваются, что с долларом, что там с вкладами в банке? Все ужаснулись. А Бог просто посылает это. Задумайтесь, а зачем вы это все копили? Зачем вы это всё собирали? Зачем вы это всё делали, куда вы эти кредиты вкладывали? Зачем вы это всё делали? Вот у нас сейчас если хотите - суббота. Мы сейчас должны остановиться вот в этот период кризиса и задуматься: “Зачем нам это всё, если оно не даёт плоды любви? Если оно не приносит плод любви.” Если мы отдавая этот день не стремимся к самому главному, туда, куда мы должны стремиться. В какой мы день должны стремиться? Вот он седьмой день, шесть дней мы трудились, в седьмой день мы пришли в Церковь Божью. Для чего, чтобы раздумать какой же день мы ждём. А какой день мы ждем? Воскресенье, Пасху мы ждем. Пасху мы ждем. Когда, вот сейчас Бог в покое, а мы все стремимся к Нему.
Но будет момент, когда каждая душенька, если она будет с Богом, если она будет стремиться к жизни, если она будет наполняться жизнью, эта душенька, каждая душенька войдёт в Воскресный день. Будет всеобщее Воскресение мертвых, когда все воскреснут. И когда каждый по делам своим, по жизни своей, по вере своей, а главное по любви своей сможет войти уже в тот отдых, где не будет размышления, что мне делать - в грех или в правду, в ненависть или в любовь, в добро или зло, в Бога или дьявола. Где уже не будет этого размышления, а всей жизнью стремящиеся, идущие к Богу, скорченные, измученные, но пытающиеся и просящие Бога: “Выпрями меня. Подними меня, Господи! Помилуй меня, Господи! Дай мне жизнь Господи!” Для чего жизнь?
Для чего человеку дана жизнь? Чтобы любить. Только для одного - чтобы любить! Чтобы любить! Не копить деньги, не вставать с утра с похмелья, не сидеть весь день и говорить: “Сегодня воскресенье, не буду стирать» и при этом обсуждать всех подряд, соседей, коллег на работе, всех родственников. Уже так погряз в грехе, что невозможно, уже человека (за этим осуждением) нет. И уже кажется, что вокруг все только грязные. Да нет же! В каждом из нас есть доброе. Ну, подними руку человек, кто скажет, что в нём нет ничего доброго, а есть только грешное?! Да, мы каемся, но в каждом из нас есть искра Божия. Каждого из нас коснулся Дух Святой. Каждого из нас коснулся Господь. И каждому из нас Господь дает размышление. И Он показывает, Он нам дал этот мир. Он шесть дней трудился, Он его создавал этот мир, но Он дал его нам – людям быть хозяевами. Он отдыхает, у Него покой. А Он дал нам эту жизнь, чтобы мы здесь творили добро.
Во что мы это мир превращаем? В страшное место. И дети болеют, и сколько несчастных, и сколько голодных, и сколько непонимания, и сколько слез. А приходит Он - Хозяин, Он приходит единственный, тот, кто и есть Человек. Он Бог, но Он и Человек. Единственный, кто Человек до конца. И человечности Он от нас требует. Человечности Он от нас просит. Человечности, быть человечными!
Вот этот Евангельский рассказ нам дает еще один очень важный урок - как мы не любим, когда кто-то из нас человечнее, кто-то из нас лучше, кто-то из нас пытается познать истину, найти истину и жить в истине, а значит любить и добро творить!
Давайте подумаем, как это часто бывает… Как говорят на работе о том враче, который засиживается после окончания рабочего дня? Все разошлись, смена закончилась, а он ещё засиживаться, у него тяжело больной. Что скажут остальные врачи? “Да, выслуживается.” И так на каждой работе. Старается человек, не для себя старается, старается, чтобы сделать, исполнить свой труд. Старается, бежит человек уставший, после работы, бежит еще куда-то, говорят: “Выслуживается, лицемер”. Мы сразу же найдет в нем какие-то недостатки, какие-то грехи, чтоб его осудить. Родненькие, но ведь надо радоваться человечности, потому что человечность нам даёт Христос. Надо радоваться, стремиться к этой человечности. Надо искать ее.
Ну, что с нами будет? Мы так все хотим, чтобы было больше правды и от кого мы хотим этой правды?.. Знаете, в тупике мы с вами. Мы правды ищем от власть предержащих. Вот они законы издадут, вот они пересажают кого-то ещё. И вот они там наведут порядок, и вот там выборы проведут и выберут такого, какого нам надо. И вот тогда наступит порядок. Не наступит! Потому что если слепой ведет слепого, не упадут ли оба в яму? Просто люди есть, которые (немножечко знаете по-житейски так) немножечко такие - круче они. И они могут пробиться. А нам надо уповать на веру Божью, нам надо уповать на Христа. Нам надо Его простить, чтобы Он пришел. И в любой день, всегда Он здесь навёл бы порядок. Если мы не можем, то пускай Господь наведет порядок через наше смирение, через наше послушание.
Вы знаете, как порядок наводится? Вот два человека ругались, потом один задумался и сказал: “Что я делаю? Надо становиться. Меня уже не слышат, и я уже ничего не слышу.” И вот в этот момент придет Христос. Вот в этот момент Христос вмешается. Вот в этот момент вы ощутите, что правда Божия творится. Вот в этот момент! Вот эту минуту! И такого бывает очень много, когда мы забываем призвать Его. Вот как тогда, тот начальник синагоги сказал, остановил: “Что ты делаешь? Разве можно её сегодня исцелять? Шесть дней делай».
Пускай Он к нам идет всегда. Пускай Он к нам приходит всегда. Пускай, когда мы уже немощны, не можем слышать другого, не можем понимать другого, когда у нас уже нет силы простить. В нас уже нет сил поделиться, отнять от себя и отдать другому. Когда у нас уже всё на исходе, мы скажем: “Господи помоги! Господи помилуй! Господи дай силы!” Вот в этот момент надо остановиться. А мы всё своё, всё своё, вот я прав. Правда, правда… Она дальше твоего глаза не видит, эта правда…
Знаете, как тот фокусник... Сидит зал. 300 человек в цирке, он одной рукой показывает и все на эту руку смотрят. А что в этот момент вторая рука делает то, что никто не видит, никто. Все видят то, что он показывает, и не видят то, как он производит настоящее действие. Вот так вот фокусник-иллюзионист целый зал заводит. Вот так и у нас жизни, так зло нас заводит. Так заводит нас осуждение, так заводит нас зависть, ревность заводит, нас уныние заводит. Нас вот этот страх перед будущим заводит. Страх безденежья заводит. Нас эгоизм заводит. Заводит... А мы смотрим и думаем, что мы идём истинным путем. Нет, родненькие. Открой Евангелие, прочитай. Бог скажет: «Не суди и люби. И молись, и добро твори. И твори всегда. А вот один день, - один день, день Божий, встань и задумайся, поразмышляй, приди в грехах покайся». Приди, стань перед св. Чашей и задумайся. Приди, перед Крестом стань. Встань перед Христом и распрямись! Распрямись, склонив голову. Склонив голову, но так, чтоб сердце выпрямилось, а житейское ушло. Смири душу свою, человек!
Какая простая притча, и как много размышлений людских. Надо каждого распрямить. Будем праздновать день Божий, будем стремиться к Воскресению. Всей душой стремиться, чтобы душа воскресла, чтобы жизнь наша воскресла, и чтобы мы вошли в область света, где не будет зла. Вошли в область всеобщего воскресения, вошли в Царство Божие и Христос для нас был Господь. Христос для нас был Царь. Христос для нас был такой любящий, такой любящий и дорогой, родной и мы все к Нему приникли сердцем к сердцу. Чтобы мы были с Ним, всегда со Христом. Давайте так будем жить, чтобы помолившись, мы говорили: «Как хорошо после Божьего дня, после службы Божьей, как хорошо идти туда - в мир. Идти в мир и нести тепло, тепло веры, и нести тепло любви». Дай вам Бог!
Дай вам Бог, чтоб каждое ваше дело, каждая ваша мысль, каждое ваше стремление было не для себя, а было для того чтобы кто-то рядом распрямился, чтобы кто-то рядом восстал. Восстал от греха, от горького греха, восстал от боли, восстал от падения, восстал для жизни. Я вам сегодня желаю жизни, родненькие. Жизни во Христе. Любите друг друга. И во Христе живите.
Аминь.
07.12.2008г.