ПРОПОВЕДЬ ВО 2-Й ДЕНЬ ВЕЛИКО ПОСТА.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа И вот, наступило время наших поисков, стяжания, нашей борьбы и стремления к чистоте. Время стремления к чистоте души. Ибо Господь учит нас: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Да, увидев Бога, увидев Царство Божие, душа воистину становится Божией. И путь этот один – путь чистоты, путь поиска этой чистоты. Отражение Царства Божия должно быть в христианской душе, должно быть в христианском взгляде, во взгляде христианина. Как мы хотим, чтобы вера наша торжествовала, чтобы Богу было больше места в этом мире, чтоб Божья правда была главной в нашей жизни. Хотим, ищем, говорим, доказываем, спорим и забываем, что самое главное – это то, чтобы в нас самих была эта чистота, в нас самих был образ Царства Божия. Мы этого не увидим, человек этого не увидит. Святость – это когда человек не видит себя, не видит в себе этой чистоты. Видит даже мельчайшее пятнышко, снимает любую пылинку. Знаете, как бывает, что-то ценное мы находим: новое платье покупаем, новую мебель в доме ставим. Как мы стараемся в первое время? Что мы делаем? Мы стараемся вытереть, стараемся, чтобы никакая пыль, никакая грязь не коснулась, не прикоснулась к этой новой вещи. И нам видна любая царапина, любой кусочек мусора, грязи на этой вещи. Мы видим и пытаемся убрать. Вот так и душа.
А сколько у нас этой грязи, которая закрывает чистоту? Сколько её? А ведь этот зрак, вот этот взгляд и был в первых христианах, которые прониклись проповедью Апостолов. Они сияли верой. Вспомним первомученика диакона Стефана. Били камнями, смеялись, издевались. А его взгляд был наполнен правдой. Правдой Царства Божия. В этом взгляде уже была глубина Царства Божия. В этом взгляде уже было начало Царства Божия.
Да, мы часто видим людей по земному счастливых. Это человек чего-то достигший. Это человек что-то сотворивший. Это человек любящий. Но взгляд этого Царства Божия – это нечто высшее, это торжество чистоты и веры. Вот это надо стяжать.
Ведь язычники не смогли победить христиан. Вера христианская торжествовала. Посмотрим в то время. Чем только христиан не пытались уничтожить. А в конце концов смирились, и начали идти за христианами. Очень многие стали идти. В чем была сила? Люди, эти язычники, видели: христиане - это люди совершенно другого рода, это люди, у которых Родина – Царство Божие! Вот для нас Царство Божие должно стать Родиной. Мы должны от этого земного отойти, стать другого рода, уйти от этого, чтобы собраться, сгруппироваться, соединиться – всего себя собрать в целостного человека! Чтобы всё в тебе, человек, говорило о Христе, тебя преобразившем! Чтобы всё Христовой правдой тебя освещало! Чтоб каждая мысль, каждое слово, каждый шаг, каждое биение твоего сердца – всё было со Христом и было во Христе. Мы часто пытаемся земным заменить Небесное. Мы часто думаем: «В Храме мы одни, а там за порогом Храма – нет, там житейское, там все по-другому» - и поэтому очень многое теряем. Как в нас вот эта слабость проявляется? Здесь в Церкви Божией – на коленях, здесь «Покайся, душа моя», здесь не чувствуем слабости, здесь не чувствуем боли, здесь уже научились не толкаться, здесь уже научились не смотреть на человека с осуждением, здесь мы уже все вместе. А там? А туда? Можем ли просто сиять? Можем ли смотреть Царством Божиим, можем ли мы, как Господь заповедал, смотреть, когда нас поносят, когда над нами смеются? Да, иногда бывает тяжело и трудно, и мы начинаем защищаться. В боли, знаете, трудно сказать: «Да ничего, не страшно». В боли, действительно, хочется выть. Но угождать зачем? Угождать зачем? Почему мы этому миру угождаем? Почему трудно, трудно стоять на своем? Не свое доказывая, не в своем споре, а просто оставаясь христианами. Оставаясь чистыми, когда мы очищаемся от греха, когда мы каемся, когда мы даем Богу слово. И всегда искать Бога. Ведь на нас люди смотрят. Если действительно в человеке христианин, если действительно для человека это имя не пустой звон, если это не просто сказать: «Я христианин», а БЫТЬ им, по-настоящему быть христианином – то люди естественно поймут это. Это и будет самая главная проповедь, это будет самое главное слово нашей жизни. Это слово безмолвное, это слово твоих глаз, человек, это слово твоего сердца, это слово твоей жизни, образа твоей жизни. Это когда люди поймут, что мы в трудностях пытаемся сохранить человеческое и Божье. Это когда мы пытаемся жить чисто там, где легко жить грязно, где легко уступить, где легко запачкаться, думая себя сохранить, но при этом теряя себя, разрушая себя! Один старенький священник - давно это было – принимал двух людей, одержимых злобой друг к другу. И он понимал, что им надо только одно – вылить то количества зла, которое накопилось из себя на другого, исторгнуть из себя это количество зла. Но эти люди, знаете, как мы в споре бывает, вот мы в злобе, в обиде бывает, мы не слышим совершенно друг друга. Лишь бы ударить, ударить, ударить, оскорбить, оскорбить, оскорбить! Обидеть! Совершено не слышим! И как нам хочется, чтобы остановили другого, а мы бы продолжали. Продолжали изливать зло. И вот, эти люди пришли к священнику только за одним, полагая, что при нем соперник не посмеет прекословить и можно будет его добить, и можно будет его уничтожить. Священник в этом споре, вот в этой злобе начал понимать – он ничего не сможет сделать. Он ничего не сможет – это буря страшная, это шторм страшный, это огонь страшный! Он понял только одно – его слово здесь ничего не сможет сделать, его никто не хочет слышать. И он вспомнил слова евангельские. Вспомнил и они пронзили его. Потому что человек он был собранный, потому что этот человек жил Христом – он уже в Царстве Божьем, но он и тогда жил Христом! И он вспомнил, как Христос остановил бурю в бушующем море. И он стал молиться, молиться в себе, молиться внутри себя: «Господи, помоги. Господи, Иисусе Христе, помоги. Господи, приди, установи между нами мир. Будь среди нас, будь с нами. Там, где Ты – там мир!» Произошло чудо, спор стал утихать, ненависть стала уменьшаться, люди иссякли в своем зле. Люди совершенно иссякли в своем зле – и первый, и второй, оба сказали: «Да надо же где-то и когда-то искать примирение». Вот эта собранность, вот этот образ Божий был в этом батюшке, в этом человеке, в этом христианине. Когда мы пытаемся что-то решить – мы должны жить Богом. Когда мы пытаемся жить – мы должны эту жизнь строить на Божьих заповедях и с Богом! Вот тут, родные, тут главное – не внешне, а тут главное – внутрь себя. Тогда вот это внутреннее, оно просияет. Мы не увидим – люди увидят, и мир станет светлее. Аминь. от 28.02.2012г. |
Читать >