ПРОСТИТЕ ХРИСТА РАДИ. (Ев., Мф., VI, 14-21. Прощенное воскресенье) ![]() Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. И говорит нам Господь: «Если будете прощать прегрешения, согрешивших против вас, то и вам простит Отец ваш Небесный. А если не будете прощать, то и Отец вам не простит прегрешений ваших». Сегодня у нас Прощенное Воскресенье. Собрались мы все, родненькие, в Церкви. Собрались здесь, в Храме Божьем. Собрались верой в Бога, в надежде на то, что жизнь освободится от греха, жизнь наполнится любовью, жизнь просветится светом Божьей истины, жизнь наша станет лучше. Мы все идем в Храм, в поисках общества любви - общества, где люди не обижают друг друга, где люди не делают зла. Мы идем в надежде, что исправимся. Мы идем в надежде, что нас будут любить. Будут любить нас – и мы будем любить. Мы ищем Церковь, мы тянемся к ней, как тянется дерево к солнцу, как животное тянется к источнику воды. Мы тянемся к Духу Святому, мы тянемся к Богу, мы ищем Бога. Разные мы приходим в Храм. Дети – посмотрите, как их много – приходят чистыми, открытыми, приходят искренними, такими простыми, но Божьими. И всё у детей хорошо! И идут они к Чаше! Кто приходит по-другому? Мы идем, избитые грехом. Мы идем исковерканные, обезображенные грехом. Но всё равно, мы тянемся к Богу. Детям – проще, нам – тяжелее. Но всё равно всем надо отказаться от греха, надо уйти от греха. Потому что надо примириться с Богом. Примирение только тогда наступает, когда происходит прощение. Когда происходит прощение – это процесс обоюдный: мы просим прощения, и когда мы просим прощения – мы, естественно, прощаем! Не бывает так, чтобы мы просили прощения, а в это время держали зло на того, у кого мы просим прощение. Чтобы мы при этом говорили: «Испрошу у него прощение, а сам прощать не буду!» Это акт примирения. Это действие примирения. Это душа обращается к Богу, душа становится чистой, это начало покаяния, это начало стремления к Богу. Это, если хотите, прощение Божье нам. И когда нас Бог прощает? Некоторые думают, что надо все грехи назвать. Да нет той силы, чтобы мы могли все грехи свои вспомнить. Нет той силы, чтобы мы все грехи свои могли увидеть. Их множество! Множество грехов – мы многих и не знаем. А многие мы забыли! Господь по-другому обращается к нам: «Простите, и я прощу вам!» Мы каждый день это условие ставим Богу! Каждый день мы говорим в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим»! Каждый день мы ставим это условие – «Прости нам, если мы простим»! И не прощаем… Потом на Него обижаемся, потом Ему обвинения бросаем. Но ведь это из нас исходит. Это же ведь мы принимаем. А ведь это самый простой путь к Богу! Самое простое условие! Не держи зла! Не держи грех в себе! Родненькие, ведь «не прощать», когда надо простить, когда необходимо простить – это подобно тому, как мы ищем света! Ищем света, но боимся выйти на этот свет! И опять лишаем себя света! Это подобно тому, как мы ищем свободы! Но становимся рабами, и не обретаем этой свободы! Это подобно тому, как мы ищем здоровья, и сохраняем в себе болезнь! Ну где мы видели такое, чтоб человек имел раковую опухоль и не хотел от нее избавиться! Вот мать стоит, у её дочери – опухоль! Как она хочет, чтоб эта опухоль ушла! И как та девочка хочет, чтоб эта опухоль ушла! И представьте себе, в один момент сказать: «Нет! Не хочу, чтоб резали! Не хочу, чтоб её забрали! Хочу, чтобы оставили эту опухоль! Оставьте эту опухоль» - да нет такого на земле, не бывает! Нет такого, чтобы человек не хотел избавиться от инфекции, от опухоли раковой! А ведь грех – это опухоль в нашей душе! Это опухоль нас разъедающая, нас убивающая! Мы прекрасно знаем, что непрощение, как зависть, как злоба – есть грех! И не стяжаем мы света, не стяжаем свободы и не будем свободны от греха, если не откажемся от греха любого! Кто говорит: «Я отказался от осуждения» - хорошо! Но откажись и от непрощения! Откажись от злопамятства, откажись от обиды, человек! Вырви её, как ту руку, которая тебя соблазняет! Как тот глаз, который тебя соблазняет! Вырви из себя эту обиду. Вырви из себя память о дурном и плохом! И спеши испросить прощение. Как с прощением в нашей душе, родные? Как это происходит в нашей душе? Давайте посмотрим на курильщика. Давайте посмотрим на пьяницу. Давайте всмотримся! Вот, человек пьет! Два человека пьют! Один как говорит? «Господи, не могу бросить. Господи, помоги! Что со мной!? Двадцать раз обещаю – матери обещал, жене обещал, перед детьми на колени встал, сказал: «Больше никогда!» - и опять сорвался! Что со мной происходит?!» А другой как говорит? «Да без этого ж нельзя! Как же я не выпью? Как же я деловые отношения на работе устрою?! Как же я с клиентами своими буду налаживать отношения?! Ведь это же проще! Выпили вместе и наладили всё! Завтра договор подпишем! Выпил – друзей не потерял!» Посмотрите, два человека пьют! Двое, но по-разному смотрят! И у одного, и у второго – недуг, но один рвется из него, из души его хочет исторгнуть, а другой – оправдывает! Посмотрите на курильщика. Плачет человек, плачет: «Не могу бросить курить! Мне плохо! Не хочу больше! Но я слабый, мне тяжело! Господи, помоги!» А другой говорит: «Это нервную систему успокаивает. Это имидж мне создает, я перед людьми выгляжу хорошо! Да и хорошо это, ничего страшного здесь нет! Никого не гублю!» Два человека, а все по-разному! А теперь давайте на прощение посмотрим! Один – бежит, спешит, не может ночь доспать, крутится: «Я обидел человека! Надо простить и надо испросить прощения». А другой себя оправдывает: «Кого прощать? Да невозможно его простить. Да в нем одно зло!» И тут наступает самое страшное! Если мы не можем простить, если мы мстим, если мы одержимы обидой, одержимы ненавистью, одержимы злопамятством! – родные, в этот момент забываем о своих собственных грехах. Мы грехи другого видим – да, они есть, и дай Бог ему покаяться! Вразуми его Господь! Ну почему мы так радуемся, что другой грешный? Да потому, что мы тоже одержимы. Одержимы тоже грехом. Грехом непрощения. Грехом злобы! С Богом тот человек, кто примирился. Тот человек, у которого нет врагов. Тот человек, который старается быть без врагов! Тот человек, который спешит простить! Почему у нас так в жизни, родные? Заболеет человек – спешим к нему. Умрет человек, думаем: «Да нет, Бог его простит. Не такие ж у него страшные грехи были!» Ну, а когда жил, почему мы не спешили к нему? Почему мы его грехи считали больше своих? Почему так в нашей жизни? Наверно, огрубело сердце наше? Наверно, в сердце нашем – камень! Наверно, в сердце нашем одно осуждение! Наверно, в сердце нашем одна гордость, оправдание себя! А Бог всех прощает. Он не говорит: «Того и этого прости». Он всем нам говорит: «Прости им, ибо не ведают, что творят!» - всем нам говорит, каждому из нас! Почему мы в этот момент думаем: «Да, Он меня прощает!» Почему мы не подумаем, что Он нашего обидчика прощает тоже?! Ведь только в примирении, только в этом примирении будет на нашем корабле церковном мир. Будет мир – и мы не раскачаем наш корабль. И он не потонет, он сможет идти. И у него будет попутный ветер! Только примирение, родные. Примирение, прощение – это освобождение души. Это освобождение души. Это когда душа становится свободной, легкой! Когда становится легче сказать самое главное в жизни, самое важное в жизни! Что мы должны сказать ближнему своему самое главное? «Я люблю тебя» … Часто ли мы это говорим? Или уже не способны это сказать? Или уже так нас обида захватила, что сказать это у нас нет сил?! Или говорим это только избранным? Или говорим только тем, кто выгоден нам, от кого мы зависим?! Мы ищем спасения этому обществу. Мы ищем благоденствия. Но если мы все одиноки, если мы все в обиде, если мы не умеем прощать – неужели кто-то спасет нас? Кто-то из нас – такой же человек, как и все, такой же обидчивый, такой же непрощающий! Создай вокруг себя мир, человек. Собери этот мир вокруг себя. Примирись! Дай тепло своего сердца! Дай нежность своих дел! Дай ласку свою! Умер старик. Под 90 лет ему было! А запомнилось, что человек этот мог сказать! Он мог сказать любому слово, которое мы забыли! Он мог сказать любому человеку, который входил к нему в комнату, к нему тяжело болящему, ему больно было, ему тяжело было, глазки уже не видели и язык тяжело поворачивался, он мог сказать: «Милый мой». Милый мой! Какие слова мы только не выучили! Умные, красивые слова! А почему вот этих слов нежности – почему мы стыдимся их? Почему они уходит от нас? Почему мы не можем сказать: «Прости меня!» Почему мы всё время ждем, что: «Пускай он первый! Я уже готов простить, но пусть он первый!» Разве мы с зарплатой также говорим: «Пускай он идет первый получать»? Разве мы, когда что-либо желаем в жизни, пропускаем кого-то? Мы вперед! Почему самое главное, самое важное – испросить прощение, отказаться от греха, отвернуться от греха – так тяжело нам дается? Потому что Господь нам сегодня говорит. В этот день нам сегодня говорит: «Где сокровище ваше – там и сердце ваше!» В чем сокровище наше? Если мы привыкли прощение просить и прощать?! И незлобными быть! То чуть-чуть что-то между нами не так – и мы уже мучимы без мира! Нам уже тяжело без мира, и мы спешим этот мир найти! А если для нас осуждение, обида, злость стали привычными, если ставить оценку самим себе, другому - это для нас хорошо, мы привыкли к этому – то где наше сокровище? В обиде, в осуждении, в гордости, в озлоблении. Сегодня, сейчас, в этот день, когда будем просить прощение – здесь, в Храме легко это делать, а пойдем туда к ближним своим, пойдем к тем, с кем мы сейчас в ссоре, пойдем на работу нашу, пойдем к друзьям нашим, пойдем к родственникам, ведь с некоторыми по 5-10 лет не общаемся! Бог нам дал такую вещь, как мобильный телефон, теперь не надо уже идти – набери номер, кнопку нажми, и просто скажи: «Прости меня, брат! Прости меня, сестра!» - сам, первый скажи! И давайте посмотрим, легко ли нам это будет сделать? Легко ли нам будет искренними быть? И хотим ли мы этого прощения? И прощаем ли мы в этом состоянии, в этот момент? Если нет, если тяжело – это сирена, сигнал для нас. Это как пожарная машина едет на пожар, где мы сгораем от обиды своей! Не он сгорает, потому что мы на него обижаемся, а мы! Кого исправила ненависть? Кого исправила обида? Кого исправило злопамятство? А у скольких людей оттаяло сердце? Сколько людей обрели веру? Сколько людей вернулись к любви? Сколько людей вернулись к жизни? Потому что в ком-то нашлась, в ближнем – в брате, сестре, в ближнем твоем – нашлась частичка милосердия, нашлись силы простить, просто простить! Родные, мы сегодня, дорогие, на пути к Богу. На пути к Богу. С завтрашнего дня начинается Великий Пост. С завтрашнего дня мы задумаемся о своей жизни, сейчас уже надо об этом думать, и каждый день надо! Но завтра Церковь останавливает: «Остановись на пути своем, задумайся! Завтра Пост. Завтра будем читать канон преподобному Андрею Критскому. Завтра будем стоять и плакать о грехах своих, но надо же их вспомнить! А вспомним тогда, когда мир вокруг нас будет, когда испросим прощение, когда не надо нам будет уже чужие грехи считать и обличать! А на свои надо обратить внимание! Каждому. Поэтому сегодня, в этот великий день нам Святая Церковь дает это Воскресение. Но не просто Воскресение - это Воскресение подготовки к Посту, с дальнейшей подготовкой к Пасхе, к Воскресению Христову – радости великой, победы добра и любви! от 26.02.2012г. |