СЛУШАЯ РОДИТЕЛЕЙ - СЛЫШИШЬ БОГА (Ев., Лк., XV, 11-32)
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа Блудный сын… И рвется из сердца, казалось бы, не сострадание. Из сердца рвется осуждение: вот действительно, блудил-блудил, а отец его принял. А ведь это о нашем обществе, это о нашей нравственности, это о нашей жизни, это о каждом буквально, действительно – о каждом из нас. Два сына. Два сына у отца. И младший подбегает и просит: «Дай мне, что мне полагается! Дай мне, что ты мне приготовил! Возьму, а ты мне не нужен». И отец дает, и сын уходит. И сын блудит. И сын живет вдали от отца, пока всё не проблудил, пока всё не растратил, ни о чем не думал! Вот остался один. И пошел просить: «Дайте мне работы!» Работал так, что хотел вот те рожцы, которые свиньям дают – а он пас свиней – не чистое занятие, по закону еврейскому, вот тем, что свиньи кушают, сам хотел напитаться и ел их. А потом думает, сердце рвется и кричит: «Господи, как же жить дальше? А у отца моего и свиньи питаются лучше. Пойду упаду в ноги и скажу: «Уже не достоин тебе сыном называться – дай быть просто наемником, дай у тебя просто работать!» И идет. А отец издали его видит. Видит его издали, и бросился отец вперед, побежал и прижался к нему, и его прижал к себе! И он хочет говорить, хочет просить, а отец его перебивает: «Не сейчас, не сейчас. Далеко был – и вернулся. Погибал – и ожил! Дате ему одежду! Дайте ему перстень! Дайте ему обувь! Заколите тельца упитанного, и приготовьте обед праздничный! Великий праздник!» И тут же дальше идет и второй сын. Идет и видит - что ж там за веселье, что ж там за праздник? В поле был он! В поле отца работал! Подходит, а слуги говорят: «Твой брат вернулся». И вот, он подходит с обидой к отцу и говорит: «Ты мне козленка не дал, а этому твоему второму сыну – вот его сколько не было, а ты ему тельца заклал». Отец говорит: «Все мое – твое. Всё – твоё! А этот пропадал и нашелся, мертв был и ожил!» Кто мы? А мы и те, и другие. У нас у каждого в жизни – вот, посмотрим на детей наших. Посмотрим, какие они хорошие, какие они добрые! И мы все были такими хорошими и добрыми! И родители не могли нарадоваться! Пошли мы в 8-й класс, кто в 9-й, кто в 10-й… Что с нами случилось? Со всеми нами что случилось? Что мы начали родителям говорить? Как мы жить начали? Да в 1-м классе мы смотрели на человека, который сигарету держит – что мы говорили? «Да, Боже мой, как это страшно!» Что происходило потом? Когда слышали бранное слово на улице – страшно было! Что потом? Когда видели человека пьяного - плакали! Если это бывало в семье – дедушка брал рюмку или отец брал рюмку – плакали, пытались убрать со стола эту бутылку, эти стаканы убрать! Что потом было? Что потом? С бабушкой вместе перед иконой стояли? Молились! А что потом было?.. «Старая, что ты понимаешь» - отцу, матери! Это наша жизнь с вами! Когда приходит возраст, когда надо силы свои на доброе потратить - мы их тратим бездумно, бесцельно! Мы ищем не Бога, мы уходим. Мы уходим, ближних бросаем! Отца и мать бросаем, бабушку и дедушку бросаем, Церковь бросаем! Там – хорошо… А Бог даёт, вы смотрите. Вот так бы выйти на этот холод -выйти, когда нам 15, 16, 20, 25 лет! Ничто не берет! И говорит старик, проходя: «Сыночек, береги здоровье. Тебе Бог его дал, береги-береги, потом жалеть будешь!» - Что ты мне указ?! Я без пальто и без шапки! Что ты мне указ?! Могу выпить сколько хочу! Рюмку, две – вот как я пью! А-ну, мужчины, вспомним себя. Как это было? А, хорошо! Как лихо! Другой уже в тарелку упал! А я еще могу пить! А я еще могу бутылку купить! Посылаем: «Еще принесите!» А девушку оскорбить? Ласковые слова говорить, в глаза смотреть, хвалить, какая красивая – для чего? Для того, чтобы её счастливой сделать? Или для того, чтобы её соблазнить? Для того, чтобы её уничтожить! Для того, чтобы у неё честь отобрать! Достоинство её попрать! Красивые слова, льстивые слова! Только вот мы теряем всё, что от отца пришло. Мы теряем всё, что отец дал! Теряем здоровье, теряем достоинство! Теряем честь, теряем совесть! Блудим, проблуждаем всё, теряем всё! Итог закономерный! В ночи кричим: «Я один! Никто из друзей не понимает, собутыльники только вот эту гривну от меня ждут, чтобы пойти выпить, пойти прогулять!» Вот так в жизни. Кричим: «Как? Где? Почему? За что?» А ведь, всё дано было. Всё дано было. Красота дана была. Сила дана была! Способности даны были! Таланты даны были! Всё было дано! Почему ж кричим? Почему же одиноки? Заблудились. Ушли. Но есть и другая форма блуда. Есть и другой блуд. Когда вроде бы, мы остаемся с Богом, остаемся с ближними своими – когда мы не пьем, не курим! Но что происходит с нами? Мы себе в заслугу это ставим. Не то, что отец есть у нас. А за что мы отца любим? У него поле есть! У него житницы есть! У него дом есть! Будем с мамой, будем с папой, будем с дедушкой, будем учтивы, будем добры! Но: «Мама, дай! Папа, дай! Папа, позвони и договорись! Бабушка, возьми, ребенка посмотри!» - а разве это не про нас? А почему не просто сказать: «Это мой отец. Это мой дед. Вот он рядом стоит. Он рядом стоит, мой родной. Он рядом совсем. Он дышит, от него тепло. Он рядом – самый родной, самый дорогой!» Но что будет завтра? Не так ли случится, что уйдет это тепло?! И не будет он рядом стоять! Не так ли просто сказать: «Папочка, мамочка, дедушка! Дедушка, родной! Не уходи!»? Почему всё и всё – для себя? Или так прогуляю всё или вот так! «Я тебе дам тепло, но только за плату, если ты мне дашь это тепло! Если ты мне уплатишь за моё тепло!» Почему так? Почему мы не можем быть просто людьми? Почему мы не можем видеть в человеке человека? Почему попрекаем? Кого попрекаем! Того, кто живет нами? Тех, которые любят нас? Тех, которые нам жизнь дают! Которые просто наши ближние, наши родные! Почему мы можем толкнуть? Оттолкнуть! «Сейчас не до тебя! Сейчас не о тебе! Сейчас вот стол ждет! Сейчас гулянка ждет! Сейчас телефон ждет! Сейчас друзья ждут! А если уж и повернусь к тебе… Если уж удостою своего внимания - а это же моё внимание, то ты уж мне, пожалуйста, всё выложи! Ты уж мне, пожалуйста, всё отдай! Ты уж, пожалуйста, вот так, чтобы никому больше! Кто там тот, другой! Вот я какой хороший! Я могу немножко от себя отдать!» А тот пришел, просто весь побитый! Надо просто. Надо быть проще. Надо просто видеть этого человека. Как второй сын говорит? «Тот второй сын твой» - а ведь он и брат ему. Ведь он брат ему! Что ты своей работой, что ты своей добродетелью заработал, если ты не видишь, что брат твой погибал, мертвый был, не живой был – и ожил?! И какова тебе цена, если отец твой радуется, если отец твой тоже оживает и живёт, потому что дети с ним, а у тебя находятся силы отца упрекнуть?! Отцу поставить цену за свою любовь, за свое добро! Вот вся эта беда, которая с нами происходит, когда мы говорим про наши дороги, про наши дома, про наши семьи, когда мы поговорим о наших семьях, о наших разводах, о наших абортах! Когда мы говорим о нелюбви у нас! Она начинается с нашего сердца… Она начинается с того, что мы о себе думаем! «Я хочу, что мне положено!» Или если я это положенное принимаю благочестиво, то еще больше хочу! Еще больше хочу! А не просто… «Зачем я пришел в мир? Зачем я в этот мир пришел? Зачем я закричал маленький, когда родился? Зачем я увидел солнце? Зачем я вдохнул воздуха? Зачем я выпил воды?» Чтобы любить. Чтобы любить – отца и мать, дедушку и бабушку, ближнего своего, жену свою, детей своих, внуков своих, правнуков своих! «Зачем я пришел в этот мир?» Для того, чтобы требовать? Для того, чтобы грести! И когда нагребу – еще просить? Мало! Мало получилось? И когда кажется, что этого мало… Никогда мало не бывает, Бог дает столько, сколько тебе сейчас надо, человек, чтобы ты одумался, чтобы ты присмотрелся к своей жизни – Он дает тебе столько, сколько надо тебе! Если мало дает, значит, покайся, скажи: «Господи, Боже мой, грешный я! Не то требую! Всё мне мало и мало! Значит, надо искать добра и тепла в сердце своем!», если много дает – значит, дал Господь для того, чтобы я отдал, для того, чтобы я в пользу превратил! Для того, чтоб умножил! Чтоб это было во славу Божью, в добро. И вот так мы страдаем. И удивительно, что мы все это понимаем. Можно было бы сейчас батюшке и не говорить то, что он говорит. Можно было не говорить. Каждый из нас понимает! Мы гибнем от того, что у нас недостаток Бога! От того, что мы ушли от Бога! Потому что мы далеко от Бога! А если говорим, что любим Бога и верим в Него – мы всё равно требуем, своего требуем! Потому что мы не искренни, потому что мы не умеем, смысл жизни потеряли. Мы все понимаем, мы все это знаем. Но мы молчим, мы об этом не говорим. И самое страшное, что мы думаем: «Вот бы всё общество покаялось, вот бы всё общество изменилось! Вот, всё бы общество от блуда отвернулось! Вот всё бы общество не стало требовать всецелого внимания к себе, а научилось отдавать, научилось любить, научилось согревать! Научилось прощать! …. Вот тогда и мне станет хорошо» … Родные мои, только начиная с себя, только обращаясь к себе, себе сказать: «Куда зашел! До чего допился! Куда догулялся! Куда дохвастался! Куда допрыгался!» Только обращаясь к себе. И быстрей к Отцу. Быстрей к Отцу. Кем угодно! Может не тем уже гордым зазнайкой! Может быть, просто склонив голову: «Отче! Прости мне! Уже не достоин называться сыном твоим, но только прими меня, только не отталкивай!» Или … Когда мы рядом с Ним – не надо другого попирать! Не надо себе заслуги выносить, как бывает люди говорят: «Я людям только добро делаю! Почему они ко мне так?!» Страшно. Это наравне с пьянством или с блудом. Это значит, торговля идет. А торгующих Господь изгнал из Храма. С Богом не торгуются. Бога любят. И за свою любовь не требуют платы, её просто отдают, как и её просто принимают! Вот если вырвется искренне из сердца, если выйдет покаяние, если, как вот та сухая земля жаждет дождя, мы возжаждем любви Божией, любви человеческой! Если та сухая земля, которая напиталась дождя, дает колос сторичный, дает хлеб – из пустыни становится нива, этот хлеб питает всех! Надо напитаться Богом, надо напитаться любви, и вот так сторицей вырасти, вырасти в добро, в хлеб - в хлеб жизни! Согреть. Понять и возлюбить. И Отец возрадуется, распятый нами. Распятый нами, но с Креста обнимающий нас, прощающий нас – обрадуется! Разве это мало в жизни? Разве мера всего – дом высокий? Или денег куча? Разве мера всего хвастовство и похвальба тебе человек? Разве мера всего – количество блуда? А разве мало того, что отцу радостно? И радостно ближним твоим. Задумаемся, что больше в жизни - себе и для себя? Или просто. Для того, чтобы Богу и ближнему стало лучше. Аминь. Не будем поступать ни как первый сын, ни как другой. Их Бог милует, их Бог любит. Значит и мы, должны покаяться в грехах своих и вернуться к Отцу, быть с Отцом и поступать, как поступает Отец. Сохрани вас всех Господь! Мира, добра, Божьей милости вам! И радости о Господе нашем Иисусе Христе! Аминь. 03.03.2013г. |