В ЧЕМ СМЫСЛ НАСТОЯЩЕГО ПОСТА (Ев. Мф., XVII, 14-23, проп. от 12.08.2012г.) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Пришел человек один и поклонился Христу, приведши сына своего, просил Господа об его исцелении и говорил: «Его бросает в новолуние то в огонь, то в воду. Я просил учеников Твоих, но они ничего не могли сделать». Ответил Господь: «Приведи его ко Мне» и запретил нечистому духу, и вышел бес из него. Юноша тот прозрел, стал другим, изменился. Подошли ученики, и говорят: «А почему мы, Господи, не могли ничего сделать?» и ответил Христос: «Если будете иметь веру, как горчичное зерно, и скажете горе сей: «Перейди» - она перейдет. А род сей изгоняется только молитвой и постом». Если бы могли провести исследование, опрос через газеты или интернет и узнать какое количество людей постится, то, однозначно, оказалось бы, что таких людей значительно больше, чем 30-40 лет назад. На вопрос: «Сколько людей молиться?», также очень многие ответят: «Мы молимся». Почему же беснования в обществе больше? Что с нами происходит? Что происходит с нашим обществом? Что происходит с каждым из нас? Почему мы живем в войне - друг с другом, с самим собой, в войне внутри общества? На работе тоже война, везде интриги, везде непонимание. Везде человек отталкивает человека, и, как следствие, люди уже не видят друг друга. Что с нами происходит? Смотрите: юношу, отрока, сына своего привел человек и говорит: «Его швыряет то в одну сторону, то в другую» - ребенка захватил бес, ребенок гибнет. Что делать? Сын гибнет! Это Евангельское повествование о нас с вами, не только о тех прошедших днях, но и о нашем настоящем. Знаете, какое сейчас главное слово в нашей жизни, для малых и для старых, для всех? Для всех нас сейчас главное слово «дай»! Мы хотим взять всё, мы всё хотим для себя, мы всем хотим насытиться, мы хотим получить все зрелища, все удовольствия, все наслаждения. Мы хотим всю одежду купить. Мы хотим всё урвать друг у друга. И это начинается с раннего детства, когда ребенок едва научился ходить. Почти с младенчества. Как мы воспитываем наших детей: сложи книжечки свои? Убери после себя? Постельку застели? Маме помоги? Папе помоги? Бабушку, пойди, пожалей? Как мы воспитываем своих детей? Нет, родненькие! Сегодня зоопарк, завтра - детский городок «Сказка», послезавтра – на море, потом еще куда-нибудь. И это дитё малое: «Дай! Дай!»- «На тебе игрушку, чупа-чупс, жвачку, машинку, на тебе компьютер, на тебе машину, на тебе мотоцикл, на тебе дом», а он всё: «Дай! Дай! Дай!», и его уже трясет, швыряет. Мы уже дать ничего не можем. А он всё требует. А его всё кидает. А ему разве возможно машиной удовлетвориться? Нет, он дальше пойдет. Он будет пробовать всё, что только можно попробовать. Надо всех женщин перепробовать, надо все наркотики перепробовать, надо всё перепробовать, дай! Вот так наши дети беснуются. Вот так не церкви наши торжествуют, а бары, рестораны торжествуют – всё мы наслаждения ищем. Человек не может так жить. Посмотрите, в животном мире: если волк решит на льва напасть, дал, ведь ему Бог – гоняйся за лисичкой, за зайчиком – а он пойдет на льва, или пойдет на танк, который по дороге едет. Что с ним станет? Если кошка в доме нашем не ластится к нам, а начинает кидаться на каждого из нас и царапать, что мы с этой кошкой сделаем? Если собака перестанет служить человеку, дом охранять, если она на детей начнет бросаться, кусать всех будет? Как такую собаку называют? Правильно, бешеной. Что мы с этой собакой делать будем? Бешеных убивают. Посмотрите же, как мы живем. Мы себе ни в чем не отказываем. Мы любую взятку дадим, лишь бы себя устроить, лишь бы было лучше, чем у других. Всё себе, всё себе: детей так воспитываем и сами так живем. А ведь Бог дал нам тоже ограничения, а ведь Бог нам сказал: «Не суди!», сказал: «Не завидуй!». Господь определил: «Довольствуйся тем, что есть». Зачем мы лицемерим в молитве: «Хлеб наш насущный дай нам днесь» - хлеб нам необходимый дай нам на сей день. Разве мы этого просим? Разве необходимого, и только на один день? Мы же просим многого, мы же готовы наобещать всё, что только можно народу своему, лишь бы депутатом стать – горы золотые, реки молочные, берега кисельные – всё готовы наобещать, лишь бы себе урвать. Денег уже полно, дома уже стоят, машины уже такие, что посмотреть страшно. Есть одна, другую надо, мощнее, моднее надо - я же власть, как же на меня люди посмотрят? Да люди посмотрят с уважением, если скромнее будешь, если оделишь вниманием хоть одного человека на пути своем. Вот так с нами и происходит. И так с каждым из нас, не надо судить только тех, кто в депутаты рвется. Так с каждым из нас: готовы поступиться всем, чем только возможно – совестью, честью поступиться, готовы предать, лгать, к бабкам ходить. Бабка лелеет наши грехи: «Тебе навели порчу, тебе родовое проклятие навели». И мы счастливы – есть, кого теперь судить, есть, кого ненавидеть: свекровь, сватья, соседка, дочка. Бабка ж сказала, кто мне поделал! И слушаем всё это, всю мерзость эту слушаем. Нас учат судить, нас учат осуждать, натравливать, а мы это слушаем с легкостью, со спокойной душой, потому что привыкли требовать «дай», потому что смирить себя не можем. И рвутся из нашего сердца проклятия. А это ведь страшно. Значит, нет в нас любви, значит, нет в нас веры, значит, нет в нас Бога. Что меняется в жизни от того, что мы мясо не поедим? Кичимся этим: «Я пост соблюдаю, я уже две недели мясо не ем, я уже две недели вино не пью!». Вот так жизнь наша устроена. Но вот от деток наших, мы совершенно другого ждем. Чего мы ждем? Что ребенок наш нам стакан воды подаст в старости? Так, ведь, мы его этому не научили. Он подойдет, скажет: «Мама, подпиши быстрей, пока жива, завещание». Так это же мы сами его научили только просить, только требовать. Мы ж его всё время подталкивали своими поступками: «На, на, на, сыночек, проси больше!» А «стакан воды дай», «подай нуждающемуся», «пойди, протяни руку человеку», «выслушай, пойми, прости» – так и не научили. Сегодня зоопарк, завтра – парк аттракционов, а послезавтра – Крым, море. Всё больше, больше. «Мама, пиши завещание. Мама, а, может, я тебя в дом престарелых устрою?». Что же мы сеем? А ребенка нашего потом бросает, как того отрока – то в одну сторону, то в другую, и мы говорим: «Откуда бес взялся?». Да бес появился от нашего образа жизни, от нашей совести, от того, что мы сеем, от того, чему мы учим, от того, что мы делаем. В жизни существуют ограничения. Не иди туда, где сыро. Не иди туда, где темно. Не иди туда, где страшно. Не иди туда, где дым сигаретный. Не иди туда, где маты звучат. Бог нам сказал: «Ограничь себя, человек». Ограничь себя сам. Нет, волк не побежит на дорогу на машины кидаться, он в лесную чащу спрячется. Нет, кошечка не будет на всех подряд кидаться. Нет, собака, она от бешеного животного бежит, прячется, она хозяину служит. Что ж мы - люди, беса ищем? Что ж мы всё зло ищем? И говорим: «мы постимся, мы молимся». Молиться – это с Богом быть, это в Боге пребывать, это присутствие Бога всегда в жизни нашей, это всегда ощущать, что Он рядом. Господь говорит тебе, человек: «Не греши», «Человек, люби, будь благочестив и кроток, будь смиренен, будь мирен, добр и честен, не ври никогда». А что есть пост? Это же обуздание своих желаний, это же сознательный отказ от того, что ведет в погибель, это сказать себе: «Нет, туда нельзя». Лучше стакан воды старику дать. Лучше кусок хлеба разломить и поделиться. Лучше выслушать, лучше правду сказать, лучше остановить другого, сказать: «Не суди, не надо, мы с тобой не знаем, как все было на самом деле». Ограничить себя, сдержать себя сознательно. Лучше себе сказать: «Не нужна мне эта водка, этот стакан, не хочу его пить. Не нужен мне дым сигаретный – он убивает меня и детей моих. Не нужна мне сейчас пьянка, сейчас надо с дитем заниматься» - ограничь себя, человек! А как мы думаем? Две недельки не поели: «мы постились», постояли перед иконкой, поразмышляли минут десять: «я духовно росту», и потом опять туда, в грех. Не получится! Не получится ничего! Аборты делаем. Господь дает дитя – это мне не надо. Бог дает жизнь новую – нет, не нужно. Что же нужно? Блуд нужен? Водка нужна? Осуждение? Переесть надо? Перепить? Что же тогда вообще в жизни истинно нужное, как не дитё, Богом данное? Что же тогда надо в жизни, как не забота о самом родном? Вот так и жизнь складывается, вот так наша жизнь идет. Бог говорит нам прямо: «Сей род изгоняется постом и молитвой». Давайте поразмышляем… Темно на улице, страшно, тать идет там, бандит, волки вышли. Пойдешь на улицу? Не пойдешь. В доме закроешься. Вот это и есть пост. Хочу выйти на улицу, но туда нельзя. Хочу выпить, хочу судить, хочу завидовать, лениться, врать, хочу взятки давать – нельзя. Не выходи, человек, из света в темноту. Ну, а если уже вышел? Ну, а если человек уже идет? Что надо делать? Вот они волки, вот бандиты идут – что надо делать? Кого мы зовем? Сильного зовем. Как мы кричим? «Помогите! Помогите, нападают, убивают!». Если уже впали в грех, если попали в грех – что надо сказать? «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, прости! Господи, защити! Господи, помоги!» - вот вам и молитва. Что мы смотрим, что где-то кто-то падает в монастыре и пена у него изо рта идет? Да на себя посмотрим, как живем. Да что мы смотрим на кого-то, как его бросает, трясет – да на себя, на жизнь свою посмотрим. Всё же бьем, всё ломаем, всё осуждаем. Где же тут Бог? Мы темноте, мы во грехе! Смирись, смирись, человек, скажи: «Пост мне нужен, мне нужно научиться говорить самому себе: «Грех не для меня». Во время поста Господь дает нам возможность потренироваться. Как приходит пост – не пей молоко, не ешь мясо, не ешь яички. Учит Господь нас: как воздержаться, как победить грех, как сказать себе: «Нельзя. Церковь сказала: «Нельзя» - значит «нельзя». И в пост мы тренируемся в воздержании, но это только тренировка. Главный Пост в жизни – сказать себе: «Не буду грешить. Уйду от этого греха. Не позволю себе, не буду грех совершать!». Вот это и есть главный Пост. Муж кричит на жену так, что та, бедная, забьется в угол, трусится, переживает, плачет, говорит: «Когда ж он заснет, когда успокоится?» А он пришел пьяный и куролесит. Что ж это? Разве это сила? Да это же слабый человек! Его ж бесы крутят, а он кричит: «Я мужчина, я муж, я глава семьи!» - тряпка ты, не муж, ты, и не глава семьи, ты, если стакан водки для тебя хозяин, а ты его раб! Если осуждать и кричать на слабого для тебя – добродетель! Тогда, человек, ты продался дьяволу, уступил ему, душу продал дьяволу. А ты сдержи себя, скажи: «Не выпью вовек, и грубого слова не скажу вовек, и никогда не буду гневаться, и буду всю семью содержать, и буду детей воспитывать» – вот это подлинная сила! Вот это сила настоящая – смирил себя и любовью согрел других, любовью своей дал радость другим! Всё мы всех воспитываем. Себя воспитай первым. Всё мы думаем, какие мы умные, всё своим «Я» кичимся: «Я такой, я сякой, в армии служил!». Как служил – Бог видел, а ты себя сейчас покажи, а вот ты себя сейчас утверди – любовью, кротостью, смирением, добром. Попробуй. Постом и молитвой, родные - только этим мы себя исправим. Постом и молитвой – только этим мы в своей семье мира достигнем. Постом и молитвой, если Бога призывать будем и уходить, убегать от злого, ограничивать себя, запрещать себе грех. Только этим. Только благодаря им лица у нас покроются спокойствием и улыбкой. Мирными будем, улыбаться друг другу будем, любить друг друга будем, с Богом будем. А С Богом всегда тепло, а с Богом всегда светло, с Богом всегда хорошо. Аминь А ведь, родненькие, совсем еще недавно было: врач всю ночь не уходил домой потому, что больной очень тяжелый. Совсем недавно было, что бухгалтер не мог простить себе, что копейку неправильно посчитал. Мужчина себе не мог простить, что где-то там, на фронте согрешил. Еще недавно, 40- 50лет назад – все это было. Еще совсем недавно люди боялись быть равнодушными, боялись греха. Сейчас – как все: «Все взятки берут, ну как же я не возьму? Ну, все гуляют, ну, как же я гулять не буду? Ну, все матерятся, дети малые идут и матерятся – ну что ж, а я не буду?». В том-то и дело, родные. Пускай весь мир грешит, ты – не греши! Ведь прав не тот, кто всякий грех сотворил, маты все знает, кто слова чистого выговорить не может, а тот, который сохранил совесть свою, не осквернил уста свои. Прав тот, кто руки свои не запачкал ворованным. Прав тот, кто совесть свою не посрамил. Вот это и есть настоящий пост. Вот это и есть подвиг. Рядом с нами стоит человек, который, казалось бы, недавно не мог без наркотика, а сейчас творит красоту, сейчас делает во славу Божию, занят делом правильным. Вот в этом смысл жизни. «Постом и молитвой», - сказал Христос. Не иди, человек, туда, в грязь. Не иди, человек, в темноту. Недавно пришлось, идти, темно – в яму упал, Господь сохранил – стою, молюсь с вами. Мы так же упасть можем, если мы в темноте, без света, без молитвы, без воздержания. А потом скажем: «Господь сохранил». Как говорил один человек: «Начал курить коноплю в шестом классе, сейчас не курю, но всех, кто со мной курил – их всех уже давно на кладбище отвезли, их уже нет в помине» - да, тебя Господь сохранил. Бог к тебе пришел туда, в ту темноту, Бог пришел к тебе в яму, Бог пришел туда, где ничего живого не должно быть. Вытянул тебя – благодари Бога! Живи с Богом! Пост – поймите, это когда тебе самому не хочется делать греха. Когда сам себе скажешь: «Боже мой, я сильно соблазняю ближнего моего, да не буду есть это мясо вовек! Да не буду пить этой водки!». Мы в посту умудряемся гордиться: «Вот как я сильно пощусь» - здоровье себе губим. Тяжело тебе, язва – куда тебе постится?! Подойди к батюшке, скажи: «Как мне постится?», батюшка тебе скажет: «В интернете не сиди, телевизор не смотри», всё равно наложит ограничения, но ты будешь в послушании, в смирении. А так мы можем из самого строго поста сделать себе повод для гордости. Вот так отцеживать булочку – там есть яичко или молочко? Нет, булочку не съедим. Но при этом всех вокруг, что? – осудим. Всех вокруг обзовем, раздраженные будем, не простим, не пожалеем. Вот разберитесь в себе. Пост – это сказать себе твердо: «Я же человек, я же не скотина. Я не животное, чтобы других пожирать и лаять беспрестанно. Я Богом создан для того, чтобы любить, чтобы добро творить, чтобы прощать, понимать, жалеть, кормить, спать уложить! Давно ли вы подошли к кроватке ребенка, перекрестили на ночь? Поцеловали в лобик и сказали: «Родненький мой, (родненькая моя) я так люблю тебя». Согрели родного ребенка любовью, вниманием или до сих пор на кухне с другом сидите? Или все еще уставились в телевизор и смотрите что-то? Задумайтесь, что оно, дитя Ваше, в кроватке сейчас делает? Что у него в сердечке делается? Каково ему? Знаете, что такое беснование? Это не когда какое-то существо нас дергает. Беснование – это рабство греху, когда грех нами владеет. Горький пьяница, а можно сказать как? – бесноватый. Человек, у которого руки трясутся и глаза горят при виде денег – чем он лучше того, кто в монастыре на пол припадочно падает? Человек, который любую сплетню готов впитать, как губка – не доброе слово, а любую сплетню, подумайте, как о нем сказать можно? Мы очень любим, чтоб нас хвалили, чтоб нам добрые слова говорили. Очень любим, чтоб нас не ругали. Так давайте делать так, чтобы за глаза, за нашей спиной не сказали: «А этот человек – он одержимый. Одержим пьянством, сквернословием, раздражением, злобой, гордостью, желанием других поучать». Давайте слушать Господа, Евангелие, и мир, поверьте мне, родные мои, мир станет лучше. Если мы в себе грех сдержим – мы уже лучше, а если один человек лучше, то мир уже на одного человека лучше. Что мы пытаемся всю Вселенную спасти – не получится, даже у тех, у кого власти много – всё равно не получится. Себя измени, человек. Потом увидишь, как помочь другим. Прошу у вас прощения за многословие. Вразуми нас всех Господь, и меня грешного и вас всех. Вразуми Господь. Дай нам сердце доброе, дай нам мысли чистые, дай нам любовь. А каждому из нас пожелание – не потерять любовь. Бог ведь всё равно даст. Чтобы мы не потеряли. Вступим в пост, переберем свои мысли, и немножечко свои желания, что? Вот так придавим, придавим, приберем. Будем жить не для себя, а жить для Бога. А это значит, с любовью к ближним нашим. Аминь.
|