ЗНАЕМ ЛИ МЫ САМИХ СЕБЯ? (Ев., Ин., IV, 5-42, проп. от 13.05.2012г.) 

Христос Воскресе! Воистину Воскресе! 

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сейчас, казалось бы, информация вся и везде, и можно о всём узнать за несколько минут. Если раньше надо было сидеть в библиотеке многие часы, а иногда и дни, чтобы узнать о чем-то, найти какую-то информацию, нужно было быть кропотливым, трудящимся, то сейчас достаточно войти в интернет, написать фразу, и всё узнаешь. И о городе, и о стране, и о машине, и о человеке – обо всём узнаешь. И о селезенке, и о мозге, и о руке, и о ноге – обо всём узнаешь. И о любом артисте, любой книге, любой фильм – сразу же тебе информация идет. Но за века, за тысячелетия, сколько существует человек, сотворённый Богом, одно не изменилось: есть такая информация, которая для нас практически закрыта. И не по вине того, что её в интернете не найдешь или в библиотеке не разыщешь, а по вине нашего эгоизма. Это информация о нас самих.

Хуже всего мы знаем не мир, не Вселенную, не пучину морскую и небесную высоту, не жизнь простейших или сложнейших животных. Хуже всего мы знаем самих себя. Потому что «я», эгоизм человеческий запрещает нам. Когда враг нам что-то говорит, мы говорим: «Ну, это ж враг, он нам зла желает». А друг побоится нам правду сказать, каковы мы есть. Побоится, потому что перестанем мы быть друзьями сразу же. А как нам необходима правда о нас! Правда о каждом и о себе в первую очередь. Истина важна.

Сегодня мы слышим эти удивительные слова Евангелия. Говорит Господь, что будем мы поклоняться Богу в Духе и Истине! Он говорит о том, что мы всегда везде можем поклониться Богу, принять Его Правду, поклониться Истине. И жить в Истине, жить во Христе. Мы всё ищем, но где? Где, в каком Храме лучше? Даже ходят и говорят: «Вот надо в трех Храмах сорокоуст заказать». А может быть, надо подумать о том, чтобы не только сорокоуст заказать, а о том, чтобы истинным предстать перед Богом, настоящим предстать перед Богом, таким, как ты есть предстать перед Богом. Сказать: «Господи, я грешный, я разбитый грехом, я слабый, но я твой, Господи. Не оставляй меня, Господи! Я хочу быть с Тобой, Господи! Не со своими желаниями, не со своими исканиями, а с Тобой, Господи, ведь только Ты – Истина. И поклоняться Тебе хочу в Твоей Правде, в Твоей Истине!»

Мы сегодня говорим о женщине, может быть очень грешной, может быть мало что знающей, но в отличии от нас всех, что в ней звучит? Какие слова звучат в этой самарянке? Говорит она: «Он мне сказал правду о жизни моей, о том, что было. Мне Господь сказал правду. И я верю Ему, я иду за Ним. Он есть Христос!» А Он что ей сказал? Похвалил? Рука руку моет? Что Он ей сказал? Приятные слова, которые мы ждем от друзей своих, которые звучат, когда за стол садимся? Слова, которых мы ждем, когда кого-либо встречаем? Господь ей сказал всё до конца, до наготы - то, в чем она сама себе не хотела признаться. Он вывернул всю её жизнь, показал её до дна, до остатка, какова эта жизнь есть.

Мы боимся правды о себе. И поэтому мы несчастны! Мы Богу подсовываем иллюзорный образ себя! Мы из себя создаем икону! Бог иконе поможет, а нам – не поможет! Потому что нас истинных нет в этот момент!

Самарянка вострепетала, она всё отложила, сосуды отложила, она перестала, в этот жаркий день, когда встретила Христа, перестала ждать, что воды надо набрать – обо всём забыла… Ей сказали правду о ней, сказали истину о ней, и она поняла – вот присутствие Бога. Вот Сам Спаситель, Сам Мессия, Сам Христос рядом.

Попробуй человеку скажи: «Ты завистлив». Вот завистлив он, а скажите: «Ты завистлив», или жадному скажи: «Ты жадный». Ведь это же главное, это то, что надо вырвать из себя! Вот эту жадность надо вырвать! Как ты её вырвешь? Как ты вырвешь трусость? Как ты вырвешь ревность? Как ты вырвешь из себя ложь? Если ты даже признать этого не хочешь, человек? Если ты даже признать не хочешь, что вера твоя слабая и ты от Бога только просишь: «Дай, дай, дай» - может быть того, что тебе совершенно не надо! Как та девчонка несмышленая просит, страшно! Шести часов утра нет, они идут, еле держатся друг за друга! Еле держаться друг за друга! Что ж за ночь была! Здоровый парень, крепкий, сильный, но от водки и от блуда уже катятся, падают. И она думает – счастье будет. Она думает – вот он - единственный, неповторимый. Да попользуется, потрогает, соблазнит тебя, развратит тебя, и бросит! Честно себе надо сказать, честно надо сказать: «Не туда зашла, в темное зашла, не в светлое зашла, не того ищу, не то хочу, желания не те, смысл жизни не тот, Бога не боюсь, Бога не ищу, Закон Божий не хочу искать и исполнять не хочу его!»

Давайте вдумаемся, вот самарянка встретила Христа, Он спрашивает: «Где твой муж?» - «У тебя было пять мужей и этот – не муж» - говорит ей Господь. И она знает, пять было и этот сейчас не муж, и она говорит: «Он всё видит. Он всё видит. Разбита я, нет ничего во мне сейчас, силы нет, теряю всё. Вот она сила, потому что это правда, потому что это истина», и радуется этому.

Родненькие, так как же мы избавимся от греха, если не хотим грех в себе видеть? Лелеем его, бережем свой грех! Сколько грехов таких, что не дай Бог нам скажи! Вы знаете, перечисляешь грехи на Исповеди, дойдешь до слова «зависть» - «Вот этого у меня нет»; дойдешь до слова «убийство» - «Нет, никогда не убивала!» - это при 18 абортах! Никогда не убивала! А что ж оно, то малое… Да давайте ж искренне посмотрим, как же живем, как же мы любим. Человек только своего и ищет: дитя он не желает, только убить, только отказаться от жизни, только уйти от жизни! А сколько из-за зависти зла творится, родные мои. Сколько из-за зависти мы не видим доброго в других людях, не видим хорошего. Мы только себе хорошее приписываем. Хорошее только мы можем делать, а другой – он не искренне, он не по-настоящему, да и вообще, он грешник. Господь ведь говорит: «Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не видишь! Вынь прежде бревно из своего глаза, и поймешь, как помочь ему вынуть сучок из глаза своего!» А разве не Господь нам сказал: «Какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено». Если мы будем свои грехи видеть, вот эти бревна, если мы себе действительно меру правильную дадим – то, не то, что командовать, не то, что руководить, не то, что что-либо делать, не то, что судить других – в Храм войти тяжело нам! Голову склони и стань, как тот мытарь, стань перед Богом, скажи: «Всё растратил, как блудный сын всё потерял, только в себя жил и оказался с пустой жизнью, с потерянной жизнью!» Стань перед Богом, ведь Господь же любит, но любит тебя настоящего. Мы, когда ребенок приходит к нам из детского сада и из школы, и начинает нам врать, как к нему относимся? Как мы его принимаем? «Сынок, не ври, что ж ты делаешь? Отца и мать обманываешь!» А если придет сынок и просто со слезами скажет: «Папа, мама, плохо я поступил! Не хорошо я поступил!», как мы к нему в этот момент отнесемся? Какая в нас жалость в сердце пробьется, какая любовь в нашем сердце пробудется!

Боже, как это больно, как это больно, когда, знаете, что угодно бы делать – но только не слышать слово Божие. Детки, станьте, постойте, хоть минутку постойте послушайте, что есть ложь! Ложь – яд, убивающий душу! Ложь – это то, что мы пытаемся сделать, чтобы удалить себя от Бога, чтобы потерять Бога! Потеряйте дом – страшно будет?! Потеряйте еду – страшно будет?! Потеряйте Бога… И дом уйдет, и еда уйдет, жизнь уйдет, здоровье уйдет – всё уйдет! Ложь – она человека уничтожает. Ложь – она человека делает недостойным всего. Ложь – это самое страшное, что мы придумали. Ложь – это когда грех оправдывается. Ложь – это когда правда попирается. Ложь – это когда мы не видим друг друга. А сказал Господь просто: «И ничто тайное не останется тайным. Всякое тайное откроется, и будет явным!»

Посмотрите на жизнь нашу, мы всё лжем, всё рисуемся друг перед другом, а потом приходит старость, каковы мы становимся? Добрый человек, который свое добро скрывал, а грехи свои видел – он в старости сияет, добром сияет. К нему хочется прийти и сказать: «Папа, мама, дай совет, помоги!» А злой, недобрый человек, даже если грамотный был, даже если все хвалили, даже если все возносили – становится невыносимым, всё вскрывается, всё выходит. Завистливый был – зависть откроется, ведь старый, говорят, как малый. Как ребенок не может всё скрыть –родителям всё видно, так и старый ничего не скроет. Жадный будет жадным, завистливый будет завистливым, обидчивый будет обидчивым. Не скроешь! И жизнь - и твоя и детей, становится невыносимой. И хочет ребенок тебя досмотреть, но тяжело ему! Приходит, говорит: «Батюшка, невыносимо с таким человеком быть! Что с ним стало?» А ничего не стало! Просто открылось всё, какая жизнь была! Просто лицемерие ушло! Просто Бог дает тебе возможность: посмотри на себя, никого не мучь вокруг себя! А в старости исправится-то уж поздно. Уже не согнешь, тебя уже не выправишь. Пока молодой – спеши увидеть в себе грехи, узнать себя по-настоящему! Спеши!

Приходит священник в семью. Женщина там, ну старается, всё хорошо делать, но грех у неё есть большой! И говорит батюшка: «Тебе самой надо от греха избавится. Никто за тебя не сделает, не поможет, и сколько молиться не будут, если себе не скажешь, что это страшный грех, грех, который тебя убивает, грех, который лишает тебя жизни, грех, который тебя парализует к добру, то не избавишься, не встанешь, не оживешь» Муж рядом стоит, и батюшка приводит пример: «Вот этот грех, ты в нем укоренилась, надо признать его в себе и сказать, что это яд, который тебя мучает, который тебя убивает. Вот признай, возьми, как, допустим, мужчина курит и не может бросить курить. Он понимает, что это плохо. А если не понимает, легче бросить курить ему? Понимаешь, что это плохо или не понимаешь? И оправдываешь! Да никогда человек, который оправдывает курение, никогда не бросит курить». Муж рядом стоит. Что с мужем в этот момент происходит? Сиял, когда жену вразумляли! Сиял, когда жене говорили: «Узнай свой грех, признай его, борись с ним и откажись от него, и жить будешь!» А о себе услышав, бедный муж сказал: «Меня не трогайте, это моё» Вот эта соска, вот эта пустышка, вот эта - дымом наполненная – мое счастье» - ну не в прямую, а вскользь. Вот так и в нашей жизни. Как другому говорят вразумление, как другого вразумляют: «Вот бы хорошо, чтоб пришел послушал батюшку», а как твой грех батюшка скажет, как кто из ближних любит тебя и грех этот назовет – не можем мы быть, как самарянка. Не можем в Духе и Истине. Ищем сколько путей, сколько всего объедем, весь мир, поклоняясь… А ведь везде можно сказать Господу: «Господи, грешный! Господи, измучил меня грех! Господи, не хочу больше грешить! Господи, не хочу больше блудить, курить, пить, осуждать, завидовать! Больше не хочу лениться! Больше не хочу оправдываться! Больше не хочу подсматривать, подслушивать! Больше не хочу искать грязь! А хочу чистоты, света!» Везде об этом можно сказать. Чтоб уже, когда придешь в Храм, душа уже была стремящейся к Богу. Ищущей Бога, обретающей Бога, и подходя к Исповеди – совершалась бы Правда Божия, Таинство Божие.

А можно что угодно, взять книжку, почитать, написать, но себе сказать: «Мой грех не страшен, все другие грешат. А мой – ничего. На Исповедь пойду, а там – как будет» Нет, родные, честными надо быть. Ложь убивает, правда животворит. Потому что Правда и есть Бог. Потому что сказал Господь: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Вот Бог и есть Истина. Не будем мы с Истиной, не будем в Истине, не посмотрим на себя с правдой, не признаем грехи свои, не скажем человеку, который нам скажет: «Не греши, вот это тебя убивает», не скажем ему: «Спасибо», а начнем обижаться – не с Богом останемся, а со своим грехом. Со своим грехом, вот с теми камнями, с тем мусором останемся. А ведь надо жизнь искать и жить. Жить во Христе. Возлюбим правду, и самую главную правду о себе. Возлюбим. Откажемся от лжи. Вокруг нас окружающие, от лжи, которая в сердце нашем. И будем со Христом, потому что Он не лжет, потому что в Нем Истина, и потому что Он Воскрес. Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Как хорошо, когда сказали нам: «Слабый ты человек, ты еще завидуешь, слабый ты человек, ты еще боишься о Боге говорить», надо сказать себе: «Вот действительно правду сказали», поблагодарить Бога, что открылось, на Исповеди покаяться, и потом жить дальше… Как же легко, когда уходит грех. Спросите тех, кто бросил курить: «Хорошо стало, когда бросил? Кто бросил пить – хорошо стало, что бросил? Что бросил ругаться! Хорошо ли тебе стало?» Вот у нас, у каждого, есть этот камень на шее, вот этот мусор, который нас давит. Давайте освободимся, давайте очистимся, давайте искать правды, искать чистоты во Христе Иисусе Господе нашем. Будем с Богом. Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Вот человек, завидует, ревнует, а говорит: «Я переживаю, чтоб всё хорошо было. Я переживаю, чтоб ребенок мой там не натворил чего-либо». Вот так наши мамочки, привозят детей только ко Причастию и говорят: «Ну как я могу службу выстоять!» Мамочки, мои хорошие, так мы детей не учим стоять на службе! Прикрываемся детьми! Почему она с Катей, ведь она маленький ребенок, всю службу выстояла! Что мы делаем! У нас дети стоят, во время чтения Евангелия разговаривают! Это же ложь! Так легко! Мы уже ребенка ко Кресту не принесем – быстренько к Чаше, подарочек получили и бежать! А когда молиться? Когда молиться будем? Что мы своим детям желаем? Батюшка отслужил сегодня, к нам гости приехали, я на 10 минут раньше закончил, половина детей не причастились. Почему? Потому что везем их ко Причастию не вовремя. Я буду отвечать, перед Богом буду отвечать, какими дети эти вырастут. Да, маленький у нас Храм, да негде разместиться, но это не значит, что мы должны Богу служить, лишь бы как! Так не получится! За каждую душу своих детей ответим! Почему Вова, у него ДЦП, а он всю службу стоит?! Ребенок ходить еще как следует не научился! Всю службу впереди стоит! А мы 7-летних, 8-летних подводим, давайте вот так: не будем лгать себе, ответим за детей наших! Там прямо сказано: «Кто совратит одного из малых сих братьев Моих меньших – лучше бы его мельничный жернов на шею бросили и в глубину морскую!» Да дети, они ж, как губка. Им что сейчас важно, под самолетом бегать или службу слушать? Кто же их наставит? Кто же им скажет: «Сынок, умей стоять! Умей молиться! Умей терпеть!» А потом говорим: «Он вырос и за 2 года десять работ поменял! Всё ему не так, всё не подходит!» Да потому, что балуем с малого! Потому что к труду не приучаем! Раньше первая игрушка какая была? Молоток у мальчика, кукла у девочки! Сейчас какая первая игрушка? Каких-то уродов покупаем, таких трансформеров, что уже непонятно что это, но, лишь бы оно сидело, нам не мешало! А потом говорим: «Что ж выросло!?» Давайте, родные, подумаем о наших детях. Пришли в Храм – давайте их приучать к послушанию, к смирению, к уважению старшим, не толкать друг друга, не бегать вокруг. Это наши дети! И нам их растить!

Больно! Идет она, девчоночка, ей 17 лет! Повторяюсь! 6 часов утра! Вот так шатаются, житья никакого нет! У неё ж жизнь перекалечена! Почему? Знаю ее папу. Папа уже давно на кладбище сгнил! Ни дня спокойного! 20 лет сплошной пьянки! Что же сейчас там, перед Богом его душа делает?! Что же он скажет, что пил, чтобы душу залить, что имел право выпить, деньги зарабатывал?! Нет, он оттуда, с неба смотрит на свою дочь, как она всю ночь в ад шла, считая, что она удовольствие получает! А она в ад шла! Давайте любить наших детей. А любить – это значит, не жалеть, а воспитывать, переживать о них. Плохой папа отпустит: «Иди, гуляй, иди твори, что хочешь!» А хороший отец возьмет, к верстаку подведет, возьмет за стол посадит, скажет как урок сделать. Хороший отец возьмет за руку, пойдет и расскажет о том, на чем стоит жизнь – на правде. Хороший отец скажет самое главное: «Не теряй честь смолоду» … А когда отца в Афганистане убили и мать вырастила сына достойного, настоящего вырастила! Смогла ж вот такая маленькая, воробушек, одна-оденешенька – ни блудить, ни пить, а вырастить! И за отца, и за себя вырастить!

Задумаемся, не надо себе лгать, не надо о себе хорошо думать! Надо подумать, как Богу долг отдать! Как по совести, по правде жить! С Богом быть!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Ну, грешный я, всё кричу да кричу, простите меня грешного. Помогай вам Бог. Мира, добра всем.


Comments