Новости



Икона Божией Матери Владимирская (Празднование 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября)

Отправлено 2 июн. 2009 г., 23:54 пользователем Sergey Mykolayiv

Икона Божией Матери Владимирская

Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.

По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна нам под именем Владимирская.

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская.

В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.

После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.

А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас.

Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.

В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.

Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года Сретенский монастырь: «да не забудут людие дел Божиих». Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.

В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.

Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе: 21 мая — в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Особый извод Владимирской иконы именуется «Древом государства Московского». Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях — медальоны с сонмом русских святых, а в центре — овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице, Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд.

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию; или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа; или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


30 / 05 / 2006

Николаев встречает десницу святителя Спиридона Тримифунтского

Отправлено 15 мая 2009 г., 07:27 пользователем Sergey Mykolayiv   [ обновлено 15 мая 2009 г., 09:05 ]

Около 17.00 18 мая в Николаев из Винницы прибудет десница святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского, которого почитают наравне с Николаем Чудотворцем. Об этом стало известно на пресс-конференции, состоявшейся 15 мая в Николаевской епархии.

Как рассказал архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим, святитель Спиридон — современник святого Николая, считается заступником бездомных и больных, тех, кто испытывает финансовые проблемы и проблемы с жильем.

Также его заступничества просят работники финансовой сферы и торговли. Но, как уверен архиепископ Николаевский и Вознесенский, десница Спиридона прибудет, чтобы уврачевать наши души, укрепить нас в вере.

И в подтверждение своей мысли владыка Питирим рассказал о том, что святитель Спиридон сделал на I Вселенском Соборе — он силой чудотворства защитил единство Святой Троицы и простыми словами опроверг учение ариан: стиснул в руке кирпич, и мгновенно вверх вырвался огонь, вниз потекла вода, а в руке осталась глина.

«Вот три стихии, а кирпич один, - сказал тогда святитель Спиридон. - Так и в Пресвятой Троице — Три Особы, а Божество Единое».
Святитель Спиридон при жизни пас овец и был избран за мудрость  и праведность жителями города Тримифунта епископом.

После смерти в 348 г. мощи святителя были перенесены в Константинополь (в 7 веке), а в 1453 г. - на остров Корфу, в город Керкиру.

А десницу святого, по просьбе ватиканских эмиссаров, отдали в Рим. Десницу святого вернули из Рима в 1984 году, поэтому появилась возможность вывозить ее за пределы острова Корфу.

Жители Керкиры, как рассказал архимандрит Варнава, побывавший в прошлом году на Корфу, очень любят святителя Спиридона и обращаются к нему со всеми просьбами, как к родному человеку. Мощи Спиридона сохраняются нетленными, имеют температуру и мягкость живого человеческого тела.

Жители Керкиры верят, что святой Спиридон  периодически посещает тех, кому нужна его помощь, - так они объясняют тот факт, что иногда замочек на раке с мощами не открывается, а бархатные башмачки, надетые на ноги святого, постоянно стаптываются, поэтому их время от времени меняют на новые и как большую святыню отдают верующим.

Впервые десница святого Спиридона побывала в России в 2007 году, а в нынешнем — в Украине. После прибытия в наш город 18 мая на площадь перед Свято-Николаевским храмом на ул.Адмиральской и начала молебна пройдет Крестный ход с десницей по маршруту ул.Советская-ул.Б.Морская- ул.Лягина — Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Там же состоится молебен святителю Спиридону и пройдет всеношная. По словам секретаря епархии отца Петра, храм будет открыт до того момента, пока из него не уйдет последний прихожанин.

19 мая Кафедральный собор откроется в 6.00 и снова будет открыт, что называется, до последнего прихожанина. 20 мая в 11.00 святые мощи отбудут из Николаева в Симферополь.

источник http://www.mukola.net//news.php?id=21177


Подробнее: Святитель Спиридон Тримифунтский

Радуйся, БЛАГОДАТНАЯ!

Отправлено 5 апр. 2009 г., 23:43 пользователем Sergey Mykolayiv

Дева Мария росла в храме. Она прекрасно знала Священное Писание. Церковь бережно хранит такое предание. Однажды Пречистая читала пророчество о том, что Дева родит Мессию, Который спасет Свой народ. Мария тогда воскликнула:

— Как бы я хотела быть последней служанкой этой Девы!

И вдруг перед Ней появился Архангел Гавриил. Приветствие его было необычным:

—Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!

Пречистая задумалась, что бы значили эти слова. А небесный посланец продолжал говорить:

— Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

—  Как будет это, когда я мужа не знаю? — удивилась Мария.

Архангел ответил:

— Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божи-им…

Каждое слово — загадка. Что могла сказать Дева небесному гостю? А он ждет Ее слов. Бог дает человеку свободу — и ничего не заставляет нас делать насильно. И Мария произносит:

— Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (см. от Луки. 1. 28—35).

Как тихо и просто звучит все самое главное! С этого момента Она понесла во чреве Сына — Господа нашего Иисуса Христа. Владычица так доверяла Богу, что смогла вместить Его в Себе. С Ее веры началось наше спасение.

Звонко и радостно поют птицы на Благовещение. Солнце освещает их яркими лучами, согревает кору просыпающихся деревьев. Оживает мир после зимнего холода. Надежда теплится в сердце. Наш Бог приходит на землю через Свою Пречистую Матерь. Чтобы дать нам вечную жизнь.

1-3 of 3