Радуйся,
Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней
утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице
усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской
Неразрывно
и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери
Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей
связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и
Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не
быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в
себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт,
традиции иных православных земель и народов. Символом единения и
преемственности стал чудотворный образ Владимирской.
Эту
удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми
перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и
смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.
По древнейшему
преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы
Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося
от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна
нам под именем Владимирская.
До 450 года этот образ Владычицы
пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В
первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал
икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в
дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил
образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности,
некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В
1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.
Решив
переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без
ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею
молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием
и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако,
отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу
Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли
свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и
слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке
и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого
Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.
Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская.
В
1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на
волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же
пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице,
не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось
к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой.
Нечестивые были разбиты.
После победы на поле брани было
совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего
русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста
забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.
А на другом конце
христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император
Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением,
одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором
Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения
(изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в
народе как Первый Спас.
Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.
В
1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа
христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий
князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира
в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим
сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к
иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной
Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем
городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи
вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили
чудотворную до Успенского собора Кремля.
Было это 26 августа.
«Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует
летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети
и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со
псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести
человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».
И
Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения
чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было
сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми
посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила
Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали
Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы,
старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне
Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее
неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть
вспять.
И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»
Благодарные
москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года
Сретенский монастырь: «да не забудут людие дел Божиих». Так после
242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская
перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения
Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов
хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца
его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.
В 1480 году ордынский хан
Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах.
Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки.
Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат
не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память
этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из
Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет
Поясом Богородицы.
В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел
на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ
усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий
Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем
рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.
В
самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела,
как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в
руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее
святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как
у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам
Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля
Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И
возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.
Инокиня
поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и
стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое,
доспехами сияющее», и бежали они от стен города.
Так не единожды
Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом
Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование
Владимирской иконе: 21 мая — в память спасения Москвы от нашествия
крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память спасения
Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа — в память
спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.
Особый извод
Владимирской иконы именуется «Древом государства Московского». Первая
такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским
иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в
Китай-городе. На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие
произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях —
медальоны с сонмом русских святых, а в центре — овальный образ
Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки
пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так
и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют
Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское.
Тропарь, глас 4
Днесь
светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши,
Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и
молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице, Богородице, молися
из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся
грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет
души наша, яко Милосерд.
Молитва
О
Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная
Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих
благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред
пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию; или:
святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от
глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия
иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго
Господина и отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и
всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа
(или: архиепископа; или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя
митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь
Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти.
Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей
сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо
укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь
земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во
усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия,
дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во
благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в
добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от
окамененнаго нечувствия, в страшный же день суда сподоби нас
ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже
подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне
и присно и во веки веков. Аминь.
30 / 05 / 2006